ВКонтакте

http://partd/o/subpartid/11/writeid/33

http://сценарии мероприятий

ЕСТЬ В ТРАВАХ И ЦВЕТАХ ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА…

Игры и конкурсы  для ребят 1-5 классы.

        Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с удивительным миром растений. Каждый из вас запросто может назвать не один десяток животных, но если бы пришлось вспомнить  названия растений, цветов и деревьев, думаю, что с этой задачей справились бы не все.

                Каждый цветочек, каждое растение хранит свою тайну, у каждой травинки есть своё имя. Ландыш, одуванчик, колокольчик,   льнянка, яснотка, ярутка, смолёвка, фиалка,  незабудка.  Какие красивые названия! Есть ещё более интересные: козлобородник, кукушкины слёзы, медвежьи ушки, дрёма, погребок и живучка ползучая. Какие цветы закрываются на ночь, а какие раскрываются с наступлением темноты? На самом ли деле лютик едкий – злой, а зверобой – убивает зверей? Почему кипрей называют «заботливым цветком», а тысячелистник – «солдатской травой»? Сколько вопросов! Есть цветы-компасы, цветы-часы, цветы-хищники, цветы-светофоры. На свете нет вредных растений. Даже те кустарнички, которые в народе называют «волчьей ягодой», полезны. А ещё они красивые. Пчёлы собирают с них мёд. Есть один вид волчеягодника, из которого делают бумагу. Волчью ягоду с удовольствием клюют птицы. В огородах много сорняков: мятлик, пырей, лебеда, тимофеевка, лисохвост. Люди борются с ними из-за урожая, а для животных они – пища. Как во всём этом разобраться. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

                А для начала вам предстоит разделиться на две команды и придумать им названия. (Ребята делятся на команды). Итак, первый конкурс – разминка. Он очень простой. Вам предстоит отгадать загадки. За каждый правильный ответ – 1 балл.

            В пору вешнего расцвета

Он бывает золотым,

Чтобы стать в разгаре лета

Лёгким шариком седым.

На него подуй, дружок,

Полетит с него пушок. (Одуванчик).

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – серёжки.

На земле лежат листочки,

Маленькие лопушочки.

Нам он как хороший друг  -

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник).

Колосится в поле рожь,

Там, во ржи, цветок найдёшь,

Хоть не красный он, а синий,

Всё ж на звёздочку похож. (Синий василёк).

Цветок – как бубенчик,

Беленький венчик…

Цветёт он не пышно,

Звенит ли – не слышно. (Ландыш).

Белая корзинка,

Золотое донце.

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (Ромашка).

Какой цветочек маленький

Знаем мы с тобой?

Не беленький, не аленький,

А бледно-голубой.

У ручейка лесного

Виднеется чуть-чуть.

Его названье вспомни

И после не забудь! (Незабудка).

 

АУКЦИОН: «КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ РАСТЕНИЙ ЛУГА, ПОЛЯ, ЛЕСА». 

 

ЛУГОВЫЕ РАСТЕНИЯ. Показать слайды: нивяник, герань луговая, лютик, калужница, козлобородник, василёк луговой, клевер, погремок, горицвет, купальница. Участники аукциона должны вспомнить названия растений, изображённых на слайдах. За каждый правильный ответ аукциона – 2 балла.

 

ПОЛЕВЫЕ  РАСТЕНИЯ. Условия игры те же. Слайды растений: мать-и-мачеха, цикорий, кипрей, василёк полевой, гвоздика, льнянка, тысячелистник, пижма.

 

ЛЕСНЫЕ ЦВЕТЫ. Слайды: перелеска, ветреница, медуница, хохлатка, гусиный лук, фиалка, баранчики-ключики (примула),  ландыш, грушанка, вероника дубравная, иван-да-марья, горец змеиный, колокольчик, кислица.

 

КОНКУРС ЭРУДИТОВ.  За каждый правильный ответ – 3 балла.

 

1.Какое растение издавна называют «солдатской травой»? (Тысячелистник – он останавливает кровотечение).

2.Какой нежный цветок называют «заячьи ушки» и почему? (Ландыш, так как листья похожи на уши зайца.)

3.Как чертополох погоду предсказывает? (Если колючки и листья поникли и не такие острые – будет дождь. Если острые, колючие, во все стороны торчат – будет хорошая погода.)

4.Почему одуванчик называют «молочником»? (В стебельках  белый сок, как капельки молока.)

5.Бьёт ли зверобой зверей? (Зверобой опасен для животных белого цвета и только днём – при свете и солнце выделяются вредные вещества для белых коз и овец.)

6.Это  растение совсем не любят насекомые, а у людей оно в почёте. (Пижма.)

7.Какой весенний цветок называют светофором? (Медуницу. На одном стебле у неё цветы разного цвета.)

8.Почему над гвоздикой в поле летают только бабочки? (Нектар «спрятан» на дне длинной трубочкой, и достать его оттуда могут только бабочки с длинными хоботками.)

9.Этот цветок очень похож на одуванчик, только лучики его длиннее, а  стебелёк повыше. В два часа дня пушистые головки  складываются в плотные трубочки, из них торчат лишь мохнатые кисточки, похожие на бородку. Как называется этот цветок? (Козлобородник.)

10.Пчёлы берут нектар только с белого клевера, а шмели  с белого и красного с одинаковым успехом. Почему? (В красном клевере цветочные трубочки длинные, а хоботки у пчёл короткие.)

 

КОНКУРС: «ВЫБЕРИ  НУЖНОЕ РАСТЕНИЕ». На выставке  фото-открытки разных растений. Среди них  необходимо  найти то,  которое назовёт ведущий. (Ромашка, пролеска, купена, венерин башмачок, сурепка, гусиный лук, кислица, цикорий.) За каждый правильный ответ – 2 балла.

 

КОНКУРС «КТО БЫСТРЕЕ  ДОПОЛНИТ СЛОВО К НАЗВАНИЮ РАСТЕНИЯ». За каждый ответ – 1 балл.

Кошачья…(лапка).

Пастушья…(сумка).

Анютины…(глазки).

Гусиная…(лапка).

Вороний…(глаз).

Волчье…(лыко).

Заячья…(капуста)

Мышиный…(горошек).

Кукушкины…(слёзы).

Петров…(крест).

Раковые…(шейки).

Горец…(змеиный).

Живучка…(ползучая).

 

Большинство растений получило своё название неслучайно.

Наш следующий конкурс даст возможность выяснить, какие качества цветка  дали ему  имя.

 

КОНКУРС: «ПОЧЕМУ У РАСТЕНИЯ ТАКОЕ ИМЯ?»

Лютик едкий. (Лютый, ядовитый, опасный)

Бессмертник. (Не увядает и зимой.)

Погремок. (Чашечка с семенами похожа на погремушку.)

Чистотел. (Сок его очищает, отбеливает кожу.)

Ветреница. (Цветы её на тоненьких стебельках качаются даже от слабого ветра.)

Льнянка. (Пока цветы-«собачки» не цветут, они похожи на лён, на тот самый, из которого делают льняные ткани.)

 

КОНКУРС: «НАЗОВИ  ВТОРОЕ  ИМЯ». Многие растения имеют два и больше  названий. Участникам игры предстоит вспомнить второе имя растения.

Иван-чай…(кипрей.)

Кислица… (заячья капуста.)

Пижма…(дикая рябинка.)

Адонис…(горицвет.)

Глухая крапива…(яснотка.)

Раковая шейка… (горец змеиный.)

Перелеска…(печёночница.)

Прострел весенний…(сон-трава.)

 

ТУРНИР  КАПИТАНОВ.

Для капитанов команд мы приготовили три конкурса. Первый  называется: «ЧТО ГОВОРИТ НАУКА?». За каждый правильный ответ  капитаны заработают для своей команды  целых четыре очка! (Вопросы задаются поочерёдно каждому из капитанов.)

1.Берут ли пчёлы мёд с чертополоха? (Да.)

2.Сильно ли жжётся глухая крапива? (Совсем не жжётся.)

3.Сколько  лепестков у ромашки пахучей? (Ни одного.)

4.Что у растения мать-и-мачеха появляется в первую очередь: листья или цветы? (Цветы.)

5.Почему тысячелистник так называется? (Потому что имеет  вид  зонтиков с большим количеством мелких  цветочков.)

6.Какой дикий цветок похож на садовый «львиный зев»? (Льнянка.)

 

ВТОРОЙ КОНКУРС: «ЗЕЛЁНАЯ  АПТЕКА». Капитаны команд поочерёдно называют лекарственные растения. Выигрывает тот, кто назовёт больше растений. Этот конкурс пополнит счёт команды на два балла.

 

ТРЕТИЙ КОНКУРС: «ОСТОРОЖНО: ЯДОВИТЫЕ ЦВЕТЫ!».

Капитанам команд необходимо быстро и правильно выбрать из набора открыток  изображения ядовитых цветов. Побеждает тот, кто быстрее справится со своей задачей. Этот конкурс оценивается в три балла. (Копытень, подснежник, любка двулистная, сон-трава, белена, ветреница (анемона), лютик, цикорий.)