ПРИРОДА – ЭТО УВЛЕКАТЕЛЬНЕЙШАЯ  КНИГА

Материал для работы с книгами Н.Сладкова. Беседа-игра. (К 95-летию со дня рождения).  Рекомендуемый возраст – 9-11 лет. 

Действующие лица:

Ведущий(1)

Ведущий (2)

Оформление: Книжно-иллюстративная выставка, портрет писателя.  Целесообразно подготовить презентацию слайдов всех животных и растений, о которых идёт речь в конкурсах и турнирах. Необходимы также жетоны для подсчёта очков за правильный ответ и призы для победителей.

Ведущий (1): Дорогие читатели! Сегодня мы отправляемся в путешествие по книгам замечательного писателя-природоведа Николая Ивановича Сладкова, которому в январе 2015 года исполняется 95 лет со дня рождения. Всю свою жизнь он посвятил изучению природы, популяризации природоведческих знаний, стремлению к новым открытиям, защите всего живого на земле. В его книгах – забота и тревога о судьбе природы, беспредельная любовь к ней и готовность откликнуться на её призыв о  помощи.

Ведущий (2): Читая  книги Сладкова, понимаешь, сколько интересного, загадочного и прекрасного таит в себе природа.  Если человек не глух и не слеп, не равнодушен, а чуток, любознателен, то он обязательно  многое увидит и услышит в лесу, поле, на лугу и на озере. Увидит и ахнет от этой красоты и на всю жизнь полюбит  трогательных зверушек, голосистых птиц, проворных насекомых, неказистых жаб, лягушек, мышек, ежей и кротов – всех этих маленьких и больших существ до такой степени, что никогда  не сможет их обидеть.

Ведущий (1): Кто бы мог подумать, что белка питается насекомыми, и даже рыбой. А из яйца может вылупиться не птенец, а гриб, похожий на палец с напёрстком, пахнущий тухлятиной с непонятным именем весёлка.  А дождик при солнце вовсе не грибным называется. Настоящий грибной дождь тот, который тихо, ровно и долго (всю ночь!) поливает землю, словно тёплый душ через частое сито. И мало кто знает, что зайчик только одну неделю в году бывает серым, зимой белым, а всё остальное время – бурым. И уж точно никому не известно, что птица рябчик кормится цветами, и любимый её цветок – незабудка.

Ведущий (2): Под валежником шныряет лесная мышь. Ворон услышал под снегом крысу и начал тыкать клювом со всех сторон. Виднеется первая щетина зелёной травки весной, сердито бубнит ручей, золотые ивы загляделись в воду.  Там бубенчики ландышей белеют в траве, дождливые капли повисли на листьях после дождя. А здесь шишки, как ларцы и шкатулки с драгоценностями – летят из них, сверкая, еловые семена. Сделал дятел дырочку в берёзе: попил сладкого сока, прилетели мошки-букашки и тоже полакомились. Ах, как вкусно!

Ведущий (1): Сам никогда бы не догадался, что  «пауки перебирают лапами беззвучные паутинные струны, настраивая неслышную для наших ушей паутинную музыку», а опушка  вроде занавеса перед сценой: раздвинь и смотри представление, которое показывают тебе жители леса. Главное – быть внимательным и благодарным зрителем. Такие незабываемые   спектакли  увидишь в нескольких действиях! И сразу веришь писателю с его призывом: «Откройте глаза – и красота земли хлынет на вас водопадами красок. Всё живое пропитано поэзией и красотой».

Ведущий (2): Наверно, только такой знаток природы, как Н. Сладков мог написать целый небольшой рассказ  о самом обыкновенном пне, что от берёзы остался. Писатель сравнивает его с лесным ларьком «Соки и воды» и лотком с бесплатными леденцами. Сколько живых существ видел пень на своём веку, скольких букашек накормил, напоил, послужил лесу верой и правдой.

Ведущий (1): Даже те, кто  равнодушен к природе, не может отнестись безучастно к следующим словам писателя: «Звери надеются на человека.… При большой беде к человеку бегут. Лоси от волков забегают в посёлки, куропатки в голод залетают на задворки. Даже маленькие птички, спасаясь от ястреба, кидаются человеку в ноги. Такую доверчивость ценить бы надо!».

Ведущий (2): Прежде, чем отправиться в путешествие «по таинственной зелёной земле с коротким названием «лес», поговорим немного о самом писателе.

Ведущий (1): Сладков Николай Иванович родился в семье рабочего в Москве в 1920 году, но жил и учился в Ленинграде. Некоторое время семья жила в Детском Селе (сейчас – город Пушкин) под Ленинградом, где в обширных парках будущий писатель проводил всё свободное время, чувствуя себя настоящим следопытом, раскрывающим тайны природы.

Ведущий (2): Тогда же он стал вести дневник наблюдений, откуда некоторые записи впоследствии переросли в небольшие рассказы о жизни обитателей парка. В школьные годы  Сладков занимался в кружке юных натуралистов, где и познакомился с другим известным и всеми любимым писателем  В. Бианки. Эта встреча определила литературное будущее Сладкова и стала началом долгой дружбы. После школы писатель поступил в Гидрографический институт (гидрографы исследуют дно рек, морей и океанов, изучают судоходные пути), а когда началась Великая Отечественная война, стал офицером-топографом (топографы занимаются изучением и измерением поверхности Земли и точно отображают её на планах и картах), окончив ещё и военное училище.

Ведущий (1): Первая книга для детей «Серебряный хвост» (1953 год) свидетельствовала о зрелости состоявшегося писателя. Позже вышли: «Безымянной тропой», «Джейранчик», «За птичьими голосами», «Птенцы-хитрецы», «Воробьишкина весна», «Трясогузкины письма», «Волшебные пёрышки», всем известная книга «Планета чудес».

Ведущий (2): Писатель много путешествовал, у него есть книги о самых разных уголках земли. Например, «Земля солнечного огня» - энциклопедия пустыни для малышей, «Земля под облаками» - о жизни в горах. Позже были написаны «Миомбо» (об Африке) и «Белые тигры» (об Индии). А что напоминает вам, ребята, книга Сладкова  «Подводная газета»? Конечно, «Лесную газету» его учителя и друга В. Бианки. Только она не о лесных жителях, а о тех, кто живёт в воде. Как в настоящей газете, здесь есть статьи, сообщения о сезонных явлениях, происшествия и сенсации, загадки для любознательных, советы начинающим фотолюбителям, пословицы и поговорки, короткие сказки, энциклопедические сведения о морях и озёрах, письма читателей и даже советы о том, как сделать лодку или научиться плавать.

Ведущий (1): Приходя в лес, он всегда имел с собой фотоаппарат для съёмки, тетрадь для записей, альбом и краски для зарисовок, бинокль для наблюдений и никогда – оружие! Многие фотографии для своих книг писатель делал сам, создавал и целые фотокнижки. В книге «Смелый фотоохотник» он воспевает фоторужьё, с которым, как он пишет, «становишься как сказочный великан: стреляешь, но не убиваешь, берёшь – не трогаешь, уносишь, но оставляешь».

Ведущий (2): Дело в том, что писатель был страстным охотником и начинал свой путь в литературе с охотничьих рассказов. И в первом рассказе для детей «Серебряный хвост» он увлечённо рассказывает об азарте поиска и удачного выстрела. Он делится  своими охотничьими переживаниями и опытом. Но в дальнейшем  писатель меняет свою точку зрения. В рассказе «Джейранчик» маленькая газель перехитрила охотника, и он не смог её поймать.

Ведущий (1): И читатель радуется, что животное избежало смерти. Постепенно Сладков понимает, что гуманнее, справедливее не убивать животных, а быть их другом, защитником и помощником. Гораздо радостнее наслаждаться красотой природы.

Ведущий (2): Николай Сладков – автор более 60 книг. Все они воспевают природу, которая даёт нам не только воду, древесину, грибы и ягоды, лекарственные травы, то есть то, что приносит ощутимую пользу, но и помогает воспитать в себе лучшие человеческие качества – доброту и сострадание. Она даёт нам ощущение радости, свободы и защищённости.

Ведущий (1): Сегодняшняя наша  большая игра, состоит из нескольких турниров  о разных обитателях леса: животных и растениях. Она  составлена на основе  нескольких  книг Н.Сладкова, которые в некоторой степени повторяют друг друга: «Азбука леса», «В лес по загадки»,  «Лесной календарь»,  «Лесные тайнички». Итак, мы начинаем.

Ведущий (2): Вопросы первого турнира для тех, кто не ищет лёгких путей, кто обращает внимание на любую мелочь, на первый взгляд незначительные детали в книге. В этом туре предлагаем две игры на память, смекалку и сообразительность. (Каждый из ведущих задаёт вопросы по очереди.)

ТУРНИР 1: «ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ! НА СТАРТ!»

ИГРА: « Понемножку обо всех».

1.Что за чудище: «До ушей оскален красный ротик, белеют острые зубки, посверкивают в щетине глаза. А уши – как два лопушка и крылья – из тесненной кожи…»? (Летучая мышь).

2.Кто в лесу мёд любит? (Медведь, шершни,  медовая мышь-соня, бабочка «мёртвая голова»).

3.Что такое гайно? (Гнездо белки).

4.Какую пользу крот приносит лесу? (Поедает вредных жуков и личинок, которые корням растений вредят. Взрыхляет и вскапывает землю, тем самым её перемешивая. От этого трава гуще и выше растёт).

5. По каким животным можно градусник проверять? (Белка-летяга перед большими морозами утепляется, заносит в дупло лыковые «подушки», в зависимости от того, спит белка на перине или под периной, можно судить о состоянии погоды, вплоть до температуры воздуха).

6.Что общего у землеройки и гусеницы под названием «древоточец пахучий»? (И та и другая  имеют запах мускуса).

7.Каких животных называют альбиносами? (Тех, у кого не хватает в шерсти или перьях пигмента – красящего вещества).

8.Почему альбиносам-животным жить трудно? (Они заметные, не похожие на своих. За это их клюют, кусают, норовят поймать, а свои сторонятся).

9.Что бурундуки на зиму запасают? (Орешки, жёлуди, семечки, зёрна).

10.Что такое валежник? (Сухие сучья и деревья, упавшие на землю).

11.Кто выращивает на деревьях «ведьмины мётлы»? (Некоторые личинки вредят деревьям. Борясь с ними, ветки на дереве начинают куститься и густеть, разрастаясь в пышные метёлки).

12.Что такое дубрава? (Дубовый лес).

13.Сколько медведь живёт? (6о лет).

14.Сколько белка живёт? (Около 10 лет)

15.Какое отношение лиса имеет к трубе? (Так охотники называют её хвост).

16.Какие зверьки скрываются под словами «настовички» и «листопаднички»? (Это зайчата, которые рождаются при насте зимой и осенью в листопад).

17.Кого в лесу овсяником называют? (Медведя. Он любит неспелый овёс жевать).

18.Кто оставляет зимой рога на снегу или на сучках деревьев и зачем? ( Это лось. К зиме у него рога слабеют и отваливаются, так как  он в них уже не нуждается: поединки закончились, и таскать лишнюю тяжесть ни к чему, потому что к осени новые рога вырастут).

19.Кто спит вниз головой? (Летучая мышь).

20.Чей портрет: серебряный зверь - как воздушный пузырь, как ком живой ртути с тупой мордочкой морской свинки, с голым хвостом крысы и чёрными утиными лапками. Нора у него золотая, а посуда перламутровая? (Ондатра).

ИГРА: «Правда ли…?»

1.Правда ли, что вальдшнеп – это кулик? (Да).

2. …, что ежи на зиму яблоки запасают? (Нет, он питается другой пищей).

3. …, что медведь лапу сосёт от сильного голода? (Нет, оттого, что кожа на лапах слезает, лапы чешутся, вот, он их и  облизывает – «муслит», как пишет Сладков).

4. …,что бабочка медведица в медвежьей берлоге живёт? (Нет. Медведицей её назвали из-за гусеницы, она у неё бурая и мохнатая).

5. …,что птица малиновка и пеночка-пересмешник – одна и та же птичка? (Да).

6. …,что под ольхой грибы подольшанники растут? (Нет, грибов с таким названием не существует.)

7. …,что птица козодой  коз доит? (Нет. Она кружит вечером над стадом, ловит ночных насекомых: жуков, бабочек, комаров, которых стадо коз из травы  выпугивает.)

8. …, что крот корни цветов подкапывает и губит их? (Да).

9. …,что белка мухоморы любит? (Да).

10. …, что лиса, как собака, тявкать умеет? (Да).

11. …, что крот овощами и фруктами питается? (Да).

12. …, что лесной конёк – это олень? (Нет. Это  птица)

13. …, что  кабаны купаются затем, чтоб испачкаться, а не вымыться? (Да, чтоб сквозь панцирь грязи до них ни один слепень не добрался).

14. …, что у  лесной ушастой совы большие отвислые уши? (Нет. У неё два пучка перьев, похожих на торчащие уши).

15. …, что змея-веретеница может укусить до смерти? (Нет. Веретеница не змея, а безногая безвредная ящерица).

16. …, что  птицы умеют шипеть по-змеиному? (Да. Птенцы вертишейки сидя в дупле и ожидая пищи от родителей, от нетерпения то кузнечиками стрекочут, то жужжат по-шмелиному, то шипят по-змеиному).

17. …, что в наших лесах водится птица ветреница дубравная? ( Такой птицы нет,  есть растение.).

18. …,что ворона птенцов чужих глотает? (Да).

19. …, что желной синицу зовут? (Нет. Желна – вид крупного дятла).

20. …, что перепелка на дереве живёт? (Нет).

21. …, что  иволга в дупле живёт? (Нет. Она плетёт гнездо-корзиночку, которая между веток висит).

22. …, что кукушка кормит своих кукушат кукушкиным льном? (Нет).

23. …, что цветы мать-и-мачехи зацветают летом? (Нет. Весной).

24. …, что белка ест ящериц, гусениц и иногда даже рыбу? (Да).

25. …, что утки на деревьях живут? (Да. Утка-гоголь).

26. …, что летучая мышь зимой в норке спит? (Нет. Она спит в пещере).

27. …, что есть комары гиганты, раз в десять больше обычных? (Да. Это комар-долгоножка).

28. …, что могильный червь в могилах живёт? (Нет. Могильным червем называют гусеницу, которая грызёт древесину).

29. …, что из овоща можно скворечник сделать? (Да. Из тыквы-лагенарии).

30. …, что если жабу подержать в руках, появятся бородавки? (Нет).

31. …, что жук-могильщик всех в лесу закапывает? (Нет).

32. …, что  любимая пища аиста – жабы и лягушки? (Жаб терпеть не может, а лягушек ест с удовольствием).

33. …, что еловые шишки можно квасить, как капусту? (Да. Перед тем, как выпадет снег, клёст сбрасывает наполовину вылущенные шишки под елки. Целёхонькие они под снегом лежат. Их охотники и называют «клестовой падалицей» или «кислой шишкой»).

34. …, что осы строят гнездо на дереве? (Нет, на земле под кочками).

35. …, что хвост волка называют цветком? (Нет, поленом).

36. …, что есть зверь под названием соснячок? (Нет. Это сосновый лес).

37. …, что при виде человека уж теряет сознание? (Да, чтобы его не трогали, он делает вид, что сознание потерял или вовсе умер).

38. …, что белки летать умеют? (Да. Летяги или полетухи растопырят лапки, распластаются, растянут складочки на боках – и планируют).

39. …, что птица щур прилетает к нам из Африки? (Нет, с севера)

40. …, что мышь и полёвка – это одно и то же животное? (Нет, это разные животные, у них даже следы разные, хотя очень похожи)

Ведущий (1): Существует множество книг, рассказывающих о птицах. И все они – о любви к этим чудесным созданиям. И все-таки Н. Сладков, как никто другой, любил и знал этих голосистых  жителей полей, лесов, болот и рек. Им он посвятил лучшие свои страницы. Да что там страницы! Он написал целый гимн во славу птиц. Для него они «вестники радости»,  «песня и полёт», «тайна и красота», «дети радуги»,  «живое облако», друзья нашего детства и верные помощники. (Можно прочитать вступление к главе о птицах в книге: Сладков Н.Покажите мне их! - Москва: РОСМЭН,1994.- С.131-132). О них –  наше следующее состязание.

ТУРНИР 2: «О ТЕХ, КТО В ПЕРЫШКИ ОДЕТ».

1.Зачем птице клюв? (Издавать звуки, щипать, хватать, дробить, колоть, копать, долбить, обороняться, нападать, гнёзда плести, пёрышки чистить, яички в гнезде переворачивать, птенцов кормить, веточки и всякие вещи носить).

2.Какие птицы прилетают в наши края с появлением зелёной травки в лесу? (Зяблики).

3.Какие птицы других птиц передразнивают? (Скворец то барашком блеет, то  уточкой крякает, может дроздом просвистеть, а то и иволгой. Сойка сарычом прикидывается, домашней курочкой, пеночка-пересмешник также умеет разным птицам подражать).

4.У какой птицы нос как кривозубец? (У клеста).

5.Почему цапля-кваква охотится ночью? (Днём она сидит на гнезде, чтобы закрыть своим телом птенцов от жгучего солнца).

6.У какой птицы в гнезде всегда только одно яйцо? (У орла-змееяда).

7.Назовите лучшего среди всех дроздов певца. (Чёрный дрозд).

8.Почему чомгу поганкой называют? (У неё невкусное мясо).

9.Для чего дятлу хвост? (Он служит опорой, когда дятел сидит на дереве и с силой долбит его).

10.Как синичка-хохлатка запасы делает? (В трещинки коры деревьев под сучками складывает зёрнышки, жучков, мух, паучков и семечки).

11.В какое время суток начинает куковать кукушка в лесу? (Незадолго до восхода солнца).

12.Птица и овощ в одном лице. (Чечевица).

13.За что чекана чеканом зовут? ( Издаёт звук, похожий на «чек! Чек! Чек-чек!»).

14.Как скворцы спасаются от блох и разных кусачих насекомых? (Выстилают гнездо горькой полынью).

15.Почему клестов с попугаями сравнивают? (Они также ярко раскрашенные и у них такие же толстые носы).

16.Какая птица прилетает к нам первой: зяблик или кукушка? (Зяблик).

17.Какую птицу называют лесными часами? (Сову-сплюшку).

18.У какой птицы хвост в форме лиры? (У тетерева).

19. Назовите птицу, издающую звуки, похожие на звонкую капель: тень-тянь-тюнь.  (Пеночка-теньковка).

20.Кто из птиц, запрокидывая голову на спину, трещит трещоткой? (Аист).

21.У какой птицы гнездо по воде плавает, словно плотик? (У чомги).

21.Почему сову-сплюшку трудно увидеть в лесу? (Она имеет платьице-невидимку под цвет сучков на деревьях, поэтому заметить её трудно).

22.Кто из птиц  пьёт и спит на лету, никогда не отдыхает, а за день налетает до тысячи километров? (Стриж).

22.Какая птица, согласно народным приметам, лёд длинным хвостом на реке пробивает? ( Трясогузка).

23.На каких других птиц похожа сова? (На филина и сыча).

24.Какая птица охотится за пауками, дёргая их паутину? (Удод).

25.Почему стрижи не могут жить в клетках? (Они любят летать без отдыха, а в клетке это невозможно).

26.Каких птиц писатель называет лесными курицами? (Тетерева, рябчика, глухаря).

27.Кто на обед ос ест? (Птица осоед).

28.Какая птица, как мышь, попискивает? (Пищуха).

29.Как иначе сову называют? (Неясыть).

30.Какая птица на разливную ложку похожа? (Ополовник).

31.Почему иволгу зовут золотой птицей? ( Потому что перья у неё ярко-жёлтого цвета).

32.У каких птиц самый маленький клюв? (У ласточки, козодоя и королька).

33.Почему белая куропатка прилетает к нам с севера зимой? (На севере глубокий снег засыпает все кусты с почками, которыми питается птица).

34.Какую птицу юлой зовут? (Лесного жаворонка).

35.У какой птицы большое черное перо изогнуто знаком вопроса? (У  косача-тетерева).

36.У какой птицы и бабочки одинаковое название? (Птица крапивник и бабочка крапивница).

37.Для чего ноги аисту красного цвета? (Приманивать мальков, которыми он питается).

38.Какая птица имеет глаза мыши и клюв соловья? (Зарянка).

39.Чем полезны птицы рябинники и кедровки? (Разносят по лесу семена рябин и орешки кедров, из которых новые растения вырастают).

40.Кто лучший в лесу барабанщик? (Дятел).

41.Как дятла от дятлихи отличить? (У дятлихи нет на затылке красного пятнышка).

42.Какое свойство синичек спасает их от клеток? (Умение притворяться мёртвыми).

43.Кто из птиц «кошкой вякает»? (Иволга, когда чего-то опасается).

44.Как вальдшнепиха своих детей спасает в случае опасности? (Садится на ребёнка верхом, стискивает с боков ножками и вместе с ним взлетает).

45.Чьих детей  кашей из еловых семян кормят? (Клестят).

46.Кто первым  возвращается из тёплых стран домой: жаворонок или дрозд? (Жаворонок).

47.Кто из птиц, по мнению писателя, лучший певец в лесу? (Соловей, славка-черноголовка, пеночка-пересмешница, варакушка).

48.Почему глухаря глухарём называют? (Потому что охотник подстреливает его, когда он громко поёт и ничего не слышит, даже выстрела, которым его убивают).

49.Что за птица в полынье купается, на льдинках катается, да ещё и песенки поёт? ( Водяной воробей оляпка).

50.У какой птицы голос устрашающий, словно зверь лесной ворчит? (У лесного голубя вяхиря).

51.У птицы и каши одно имя. Какое? (Овсянка).

52.Какие крылья нужны птице, чтобы летать быстро и далеко? (Узенькие и длинные, как у ласточки, стрижа и кулика).

53.Чем отличаются парящие птицы от летающих? (У парящих  большие крылья – либо очень длинные, либо очень широкие, как у орлов, канюков, грифов, альбатросов, чаек, буревестников).

54.Почему кукушка не вьёт гнезда? (Потому что сносит за лето почти два десятка яичек, а с такой оравой ей не справиться. Да и несётся с большими перерывами: были бы у неё в гнезде сразу свежие яички и взрослые птенцы. Поневоле растеряешься: то ли яички высиживать, то ли птенцов кормить).

55.Какая птица под сверчка поёт? (Птица сверчок).

56.Как чомга спасает своих детей от врагов? (Увозит на спине, как на лодочке. А надо – так и нырнёт вместе с ними в воду, где обитает.)

57.Какая птица еду впрок заготавливает? (Поползень).

58.Какая птица хвостом поёт? (Бекас. Он летает, растопырив хвост, крайние жёсткие пёрышки в его хвосте по-особому дребезжат на ветру, и кажется, словно барашек в небе блеет).

59. У какой птицы клювик маленький, а рот до ушей? (У козодоя).

60. Кто поёт: «Спать пора, спать пора, спать пора!»? (Перепёлка)

61. Что за «кузница» у дятла? (На дереве дятел устраивает щель, куда суёт шишку и выколачивает из неё семена. Новую шишку грудкой прижимает к стволу, пока старую клювом выдёргивает, бросит её вниз, а новую в щель вставит).

62. У какой птицы птенец-водолаз-подводник: ходить ещё не умеет, а нырять и плавать – пожалуйста! (У чомги).

63.Какое особое пёрышко есть у утки-гоголя? (Это свистовое пёрышко, которое по-особенному свистит в полёте: и, не видя птицу, знаешь, что это гоголь летит).

Ведущий (2): Наш следующий конкурс – о насекомых, без которых, как известно, мы тоже не проживём. Ведь если исчезнут эти крошечные существа, некому будет опылять растения, уничтожать вредителей деревьев, очищать поверхность земли. С исчезновением насекомых исчезнут многие звери, птицы, рыбы. Поэтому, поговорим немного и о них.

ТУРНИР 3: «О ЖУЧКАХ, ПАУЧКАХ И ИХ РОДСТВЕННИКАХ».

1.Какая бабочка погоду предсказывает? (Крапивница. Перед непогодой, дождём, похолоданием залетает в окна домов и сараев).

2.Какие насекомые разносят споры грибов по лесу на своих лапках? (Мухи).

3.Как бабочка павлиний глаз прячется от врагов? (Обернётся засохшим листиком).

4.Сита, что не руками свиты. Что это? (Паутина).

5.Как называют бабочку с 16 глазками-пятнышками на крыльях? (Чернушка кофейная).

6.Кто охотится на муравьёв? (Медведи, дятлы, дрозды, зарянки, синицы, славки, сороки, сойки, вертишейки, лесной конёк).

7.У какой бабочки на бархатных крылышках сияет два маленьких «зеркальца», блестящих и ярких, как из золота? (Металловодка).

8. Почему бабочку-пестрянку ни птицы, ни ящерицы не трогают? (Она для них горькая и невкусная).

9.Чей портрет: «…на земле сидит, словно золотой лист кленовый, а взлетит – летучий кораблик под парусами»? (Бабочка махаон).

10.Как называют бабочку с буквой на крылышке? («Эс белое»).

11. Что за удивительное насекомое: садится на всякую  грязь: мутную лужу, коровью лепёшку, на дохлую лягушку, на порченое яблоко, гнилую картофелину. Чем хуже пахнет, тем милее ему? (Бабочка ленточник).

12.Почему кузнечика кузнечиком зовут? (Его стрекотание похоже на перестук молоточков).

13.Чем бабочка-зорька отличается от своих собратьев внешне? (Она белого цвета с рыжими солнышками на крыльях).

14.Какая ночная бабочка предупреждает: не трогай меня! Смертельно для жизни! (Бабочка мёртвая голова. У неё на спинке рисунок в виде черепа).

Ведущий (1):  Продолжаем наше состязание. Всем известно, что природа-это не только животные, но и растения: деревья, кусты, цветы, грибы и ягоды, разная трава. И если многие хорошо знают жизнь птиц, зверей, насекомых, то мало кто сможет безошибочно назвать, хотя бы  с десяток цветов. С деревьями -  та же история. Мы можем отличить дуб от клёна – и на этом наши знания, как правило, заканчиваются. А ведь деревья – наши лучшие друзья, самые верные и надёжные, которым хочется «стиснуть  ладонями их руки-ветки и крепко пожать»: ведь благодаря ним, мы дышим. А как увлекательно собирать грибы и ягоды! Но все ли это умеют? А разве не интересно узнать, например, о том, как просыпаются в тёмной чаще ночные цветы, как испуганно приоткрывают они лепестки-ресницы и зачарованно поворачивают головки за плывущей луной. А ива, пуховыми барашками которой, похожими на заячьи хвостики,  мы все любуемся весной, называется ивой-брединой. Сколько загадок и тайн!  Они  рассыпаны по книгам, как прекрасные цветы на поляне. А вам предстоит их только отгадать. Попытаетесь?

ТУРНИР 4: «ЧТО В ЛЕСУ РАСТЁТ».

1.Какое растение писатель сравнивает с зелёными ручками, сжатыми в кулачки? (Папоротники).

2.Какие цветы перед дождём закрываются? (Цикорий, кислица, одуванчик, перелески, гвоздика, фиалки, белые кувшинки, мокричник).

3.Какое растение на глаз похоже? (Вороний глаз).

4.Назовите растения, связанные с кукушкой. (Кукушкин лён, кукушкины слёзки).

5.Листочки какого растения напоминают перепончатые лапки гусят? (Гусиные лапки).

6.В какое время года осыпаются иглы с елей и сосен? (В сентябре и марте).

7.Какие изменения наблюдаются в погоде с цветением черемухи? (Становится холодно).

8.Как отличить гриб боровик от жёлчного и сатанинского? (На изломе у сатанинского лиловый цвет, у жёлчного – розовый, а у боровика излом всегда белого цвета).

9.Какое растение может дробью стрелять? (Плоды кислицы при прикосновении стреляют семенами как дробью).

10.Какой гриб писатель сравнивает с гномиком в бисерном колпачке и кружевных панталончиках? (Мухомор).

11.У какого цветка семена-парашюты? (У одуванчика).

12.Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Их едят белки, лоси, сороки).

13.У какого растения звериные уши? (У медвежьего уха)

14.Какого цвета листья ольхи осенью? (Зелёные) У осины? (Красные), у дуба? (Жёлто-бурые).

15.Какие деревья быстрее всех весной одеваются в зелёную листву? (Берёзы). А позже всех? (Дубы).

16.По мнению писателя, какой самый большой лес на земле? (Тайга).

17. Какие первые весенние цветы пахнут туалетным мылом? (Волчье лыко).

18.На одном стебле цветы разного цвета: розовые, синие, сиреневые. Что это за растение? (Медуница).

19.Как выглядит гусиный лук? (Жёлто-зелёные звёздочки).

20.Какое дерево весной раздето до последнего листика? (Осина).

21.Почему для всех сладкоежек июнь в лесу – медовый месяц? (С листьев клёнов медовые капельки капают).

22.Почему цветы кислицы закрываются перед дождём? (Прячут от дождя пыльцу).

23.Назовите «звериные» и «птичьи»  травы. (Заячья капуста, кошачьи лапки, лисий хвост, волчье лыко, волчьи ягоды, свиное ухо, кукушкины слезы, медвежий лук, гусиный лук, медвежье ушко, козья ива).

24.Как отличить бледную поганку от шампиньона? (У шампиньона  розовые пластинки под шляпкой или буроватые, а у поганки – белые, бледные).

25.Какие кустарники за весну в лохматых зверей превращаются? (Те, на которых колючки есть – шиповник, боярышник. На них шерсть лесных животных остаётся, когда они линяют и пробираются сквозь колючие кустарники).

26.Что за грибы появляются весной в наших лесах: «…как старые сморщенные гномы в скомканных бурых беретах»? (Строчки и сморчки).

27.Какой цветок комариной смертью называют? (Растение-хищник росянку).

28.Где растёт гриб маховик? (Во мху).

29.Из какого растения можно дудку и насос смастерить? (Из борщевника).

Ведущий (2): Писатель учит присматриваться и прислушиваться к лесу, его обитателям, маленьким и большим, читать их следы, учиться их понимать и разговаривать с ними. Лес полон загадок и тайн. Чтобы их разгадать, Н.Сладков приглашает нас поучиться в необычной школе, освоить все лесные премудрости, чтобы стать по-настоящему другом и помощником живой природы. Приглашаем и вас побывать на увлекательных  занятиях  в лесной школе, по  таким серьёзным и довольно сложным наукам, как, например, «хищниковедение», « пряткоумение», «ягодознание» и других.

ТУРНИР 5: «УРОКИ ЛЕСНОЙ ШКОЛЫ».

Урок 1.Идёшь по лесной тропе и видишь муравейник, каких много в лесу. Но этот необычный: в крапинку! Купол выложен белыми комочками, словно мозаикой. По запаху понимаешь, что это липкая смола, А рядом с муравейником ни елей, ни сосен. Откуда же смола? (Это сами муравьи её сюда принесли, чтобы крышу дома просмолить, как люди покрывают свои жилища рубероидом или толем. Никакой дождь теперь не страшен муравьям).

Урок 2. Зимой лес молчит. Едешь по замёрзшему озеру и вдруг прямо под ногами, подо льдом кто-то поёт, Кто это может быть? Не рыбы же поют птичьими голосами? (Это  поёт водяной воробей - оляпка).

Урок 3. Зима, голодно кругом. Ни семян, ни травы, ни орехов. А под каждой ёлкой шишки лежат, уже пустые возле разрытых ямок. Кто-то достал их из-под снега и ошелушил до голого стерженька. Кто это сделал? (Белки).

Урок 4. Идёшь по лесу зимой, смотришь вокруг и видишь осины и ивы, обглоданные кем-то, а рядом большие следы на снегу, словно корова прошла. Чьи они? (Лосей).

Урок 5. Вся береста на берёзе в пробоинах. И пробито не как  попало, а колечко в колечко нанизано. Кто украсил берёзу «колечками» и «браслетами»? (Дятел).

Урок 6. На берегу реки целая груда ракушек разбитых. Кто это сделал и зачем? (Ондатра приносила сюда раковины беззубок, открывала их и выедала мякоть.).

Урок 7.Идёшь по лесу и видишь: осина так изодрана, словно монтёр на «когтях» лазил. Что за отметины такие? (Это медведь осину когтями ободрал).

Урок 8. В жаркое сухое лето кипит вода в озере: рыба вся вверх поднимается, чуть на берег не выпрыгивает, всю ночь круги, всплески, бороздки по воде. Везде видны губы и спинки, будто страшно рыбам на ночь на дне оставаться. Почему? (В жаркие ночи вода в озере не перемешивается, в ней мало свежего воздуха. Водяные растения дышат кислородом, выделяя углекислый газ, рыбы задыхаются, поэтому так себя и ведут).

Урок 9. Ночью в лесу слышен самый слабый звук. Но вот с вырубки послышался звук громкий и незнакомый: резкая трель  - з-р-р-р! Песенка неизвестного певца доносится из дупла засохшего дерева. Кто в нём сидит? (Летучая мышь).

Урок 10. Под берёзой груда…еловых шишек. А рядом и белки нет. Как же шишки здесь оказались? (Их дятел зимой наносил, разбивал их на  берёзовой «кузнице»).

Урок 11. Шляпки гриба боровика все в желобках. А края искусаны, ножку кто-то прогрыз. Кто пометил грибы? (Слизни, полёвки с мышами, белки, жук-навозник, барсуки, лоси. Многие звери, птицы любят грибы).

Урок 12. Муравейник с дырами стоит. И кому эти кусачие муравьи понадобились? (Очень любит муравьёв зелёный дятел: с головой в муравейник закапывается).

Урок 13. Непонятный след на снегу: вроде курица пробежала, но по сторонам бороздки, словно курица за собой саночки везла. Кто здесь был? (Это лесной петух-косач (глухарь) токовал. Бегал по снегу  и снег крыльями бороздил).

Урок 14. Идёшь по лесу и видишь странные бугорки земли. Кто это огород в лесу вскопал? Кто и что задумал на нём выращивать? (Это кроты роют охотничьи тропы-туннели. А чтобы лишняя земля не мешала, вытаскивают её наружу).

Урок 15. В лесу объявился коллекционер, собирающий…стрекоз, жуков и кузнечиков. Но накалывает их не на булавки, как в музее, а на сучки. Вам знаком этот коллекционер? (Это  птица сорокопут-жулан, ловит насекомых и накалывает их на сучки себе на обед про запас).

Ведущий (1): Вот и подошла к концу наша игра. Надеемся, что она  не только расширила ваши представления о флоре и фауне нашей страны, дала вам новые знания, но и помогла осознать большую значимость для всех нас живой природы, которую мы должны беречь и охранять.

Ведущий (2): А сейчас подведём итоги. Лучшие игроки получат призы.

 (Подсчёт жетонов. Награждение победителей).

Литература:

Произведения Н. Сладкова:

Сладков Н. Азбука леса. – Ленинград: Детская литература, 1986.- 286 с.: ил.

Сладков Н. В лес по загадки: фотокнижка.- Ленинград: Детская литература, - 95 с.: ил.

Сладков Н. Лесной календарь. – Москва: Стрекоза-Пресс, 2003. - 191с.

Сладков Н. Лесные тайнички: рассказы и сказки. – Москва: Детская литература, 2002 – 398 с.- (Школьная библиотека).

Сладков Н. Под шапкой-невидимкой: рассказы/Фото автора.-3-е изд.-Ленинград: Детская литература, 1986. – 175 с.: ил.

Литература о писателе:

Сладков Н.(1920-1999)/Тубельская Г.Н. Детские писатели России: Сто тридцать имён: Биобиблиографический словарь. – Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. -  С. 321-323.

Сладков Николай Иванович [5.1.1920, Москва – 28.06.1996, Москва]//Русские писатели. ХХ век: Биобиблиографический словарь: В 2-х  частях. Ч.2. М-Я – Москва: Просвещение, 1998. – С. 355-356.

Составитель: гл. библиотекарь Кукушкина Людмила Павловна

ИГРОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  2 КЛАССОВ.

По книге «СКАЗКИ ЛЕСА» (Москва: Мир искателя,2001. – 70 с.)

1.Кто спит зимой вниз головой? (Летучая мышь. – «Весёлый крапивник»).

2.Кто это: по виду мышь, а не мышь. Ростом с крысу, а не крыса, живёт в лесу. (Водяная крыса, или водяная полёвка. – «Под снегом»).

3.Водяная крыса зимой в воде живёт? (Нет,  под снегом, так как вода замёрзла. – «Под снегом»).

4.Кто из лесных обитателей охотится за полёвками? (Вороны, лисы, ласки. – «Суд над декабрём»).

5.Где спят зимой глухарь и тетерев? (В рыхлом снегу. – «Курорт «Сосулька»).

6.Какие птицы прилетают к нам зимой с севера и почему?  (Белая сова, свиристель, снегирь, пуночка  и белая куропатка. Потому что снега поменьше, морозы полегче, вьюги не такие свирепые. Есть еда: рябина, ивовые почки. А сова может мышками и зайцами полакомиться. – «Курорт «Сосулька»).

7.Какие утки не на болоте живут, а в лесу в дуплах деревьев? (Гоголи. – «Дупляной утёнок»).

8.Чем дрозды зимой питаются? (Рябиной. – «Осень на пороге»).

9.Что барсуки и еноты зимой делают? (Спят. – «Осень на пороге»).

10.Какой совет дала сорока дятлу, чтобы спрятаться от чужого глаза в сказке «Сорока и дятел»? (Зимой можно не прятаться, а в остальное время одно спасение – берёза! Нужно к ней прижаться и замереть, так как дятел чёрно-белый, как и кора берёзы, его не будет заметно).

11.Какого зверька полетухой зовут? (Белку летучую, летягу. У неё на лапках складочки по бокам, с помощью их она планирует в воздухе. – «Кто в моём доме живёт?».)

12.Что такое обножка? (Комочки цветочной пыльцы на  задних лапках пчелы: так она приносит пыльцу в улей. – «Кто в моём доме живёт?»).

13.Кто из животных, кроме птиц, живёт в дуплах? (Пчёлы, белки. – «Кто в моём доме живёт?»).

14.Как выглядит птица горихвостка? (Рыжеватая грудка, красноватый хвост. – «Кто такой?»).

15.Почему кукушка не узнала своего сынка в сказке «Кто такой?»? (Потому  что она его не высиживала).

16.Кто роет домик меж корней? (Бурундук. – «Непослушные малыши»).

17.Почему первый выводок водяной крысы не живёт с мамой? (За лето крыса приносит три раза крысят, вместе всем жить ни места не хватит, ни еды. – «Непослушные малыши»).

18.Что такое проталина? (Место в лесу, где весной снег стаял. – «Чья проталина?»).

19.Почему проталины автор называет «скатертью-самобранкой»? (Появляются семена-зёрнышки, зелень, оставшиеся с осени, жучки-паучки, которыми питаются жители леса. – «Чья проталина?»).

20. Почему у клеста  нос как две кривые отвёртки, а у дятла прямой, как стамеска? (Клёст шишки вышелушивает, а дятлу нужен именно такой нос, чтобы доставать из-под коры короедов. – «Клёст и дятел»).

21.Справедливо ли упрекал клёст дятла в сказке «Клёст и дятел» за то, что тот лес портит? (Нет, дятел ковыряет деревья только больные, спасает от жуков-короедов, жуков-сверлильщиков и точильщиков. В берёзе пробоинки делает, чтобы сок был весной для всех желающих: бабочек, муравьёв, птиц. Дупла другим птицам выдалбливает для жилья, а сыч в них морозильники устраивает, чтобы мышей и полёвок замораживать про запас. – «Клёст и дятел».)

22. На какого зверька садовая соня похожа? (На белку. – «Кто в моём доме живёт?»).

23.Что за зверь: тельце в шерсти, рот с зубами, уши как лопухи? (Летучая мышь. – «Кто в моём доме живёт?»).

 

По книге: «БЮРО  ЛЕСНЫХ  УСЛУГ» (Москва: Стрекоза, 2011.- 61 с.)

1.Сколько лет белка живёт? (Десять). А медведи? (Около шестидесяти. – «Непослушные малыши»).

2.Назовите несъедобные грибы. (Сатанинский, бледная поганка, ложный опёнок, ложная лисичка, мухомор, жёлчный гриб. – «Федот, да не тот!»).

3.Как бледную поганку от шампиньона отличить? (У шампиньона пластинки под шляпкой розовые, а у поганки белые, бледные. – «Федот, да не тот!»).

4.Какого цвета клесты-самочки? (Жёлто-зелёного. – «Как клесты заставили белок по снегу прыгать»).

5.Что такое клестовая падалица? (Шишки, которые клесты бросают под ёлку. Они лежат там под снегом, как яблоки, опадающие с деревьев. В падалице все семена целы. – «Как клесты заставили белок по снегу прыгать»).

6.Кто падалицей питается? (Белки. Всю голодную весну подбирают и шелушат падалицу. – «Как клесты заставили белок по снегу прыгать»).

7.Каких птиц Сладков называет мастером птичьих песен? (Соловьёв, дроздов и жаворонков. – «Песенка за окном»).

8.Сплюшка – это кто? (Крохотная сова. – «Лесные тайнички»).

9.Какую услугу предложила сорока в сказке «Бюро лесных услуг»? (Разрывать снег, чтоб куропаткам были семена и зелень.).

10.Кто, кроме клеста, шишками в лесу питается? (Полёвки, мыши, белки. - «Бюро лесных услуг»).

11.Кто сочную кору и ветки зимой глодает? (Лоси, косули, зайцы. – «Бюро лесных услуг».)

12.Белые куропатки откуда еду берут зимой? (Почки и ягоды едят. – «Бюро лесных услуг».)

13.Почему наст – снежная корка – опасна для лосей? (Создаёт много шума и может порезать ноги животных в кровь. – «Ворон и ворона»).

14. Какую птицу  называют краснобровой? (Тетерева.- «Ворон и ворона»).

15.Чем опасен наст для тетерева? (Может разбить голову об лёд, да и выбраться из-под ледяной корки без посторонней помощи очень трудно.- «Ворон и ворона»).

16.Какую травку используют скворцы, чтобы избавиться от птичьих блох?  (Горькую полынь. – «Скворец-знахарь»).

17.Где гриб моховик растёт? (Во мху.- «Лесные силачи»).

18.У какой птицы красные кольца вокруг глаз? (У чайки. – «Птичья дружба»).

19.Как называют раненую птицу? (Подранок. – «Птичья дружба»).

 

По книге «ЛЕСНОЙ КАЛЕНДАРЬ» (Москва: Стрекоза-Пресс, 2003. – 191 с. – (Классика – детям)

1.На какую книгу другого писателя-природоведа похожа книга Н.Сладкова? (На «Лесную газету» В. Бианки)

2.Как выглядит сойка? (Рыжий хохол, а на крыле голубое – как рябь по воде.- «Кусок хлеба»).

3.Кто из птиц умеет подражать голосам  своих сородичей? (Скворец. – «Своя песня»).

4.Какие виды синичек вы знаете? (Пухляки, московки, лазоревки. – «Синичка необыкновенная»)

5. Как синичка писателя обманула? (Притворилась мёртвой. Если её уложить спинкой вниз, она цепенеет и человеку кажется, что она умерла. Это свойство спасает её от неволи. – «Синичка необыкновенная»).

6.Кто из птиц предупреждает рыбаков о том, что рыба подо льдом задыхается? (Вороны. – «Вороний сигнал»).

7.А почему рыбы задыхаются зимой подо льдом? (Он не пропускает воздуха. Это явление называется замор. – «Вороний сигнал»).

8.Какие цветы любят на солнце смотреть? (Перелески. – «Растерявшиеся перелески»).

9.Когда цветёт черемуха, что происходит с погодой? (Становится холоднее. – «Сиплая кукушка»).

10.Слепыми или зрячими рождаются лисята? (Слепыми. Глаза прорезаются, когда начинает расти хвост. – «Отчего у лисы длинный хвост?»).

11. Каких животных Сладков сравнивает с кипящими чайниками? (Тетеревов. – «Сердитые чайники»).

12.Маленькая птичка – носик шильцем, хвостик подпорочкой. Кто это? (Пищуха. – «Пищухин вальс»).

13.Почему пищуха вальс танцевала? (От страха, что человек заметил её гнездо.- «Пищухин вальс»).

14.Почему  птица овсянка овсянкой зовётся? (Любит колоски овса подбирать. – «Почему зяблик – зяблик?»).

15.Какая птичка в черном чепчике ходит? (Славка-черноголовка. -  «Почему зяблик-зяблик?»).

16.Почему птицу зарянку так зовут? (Поёт на заре. – «Почему зяблик – зяблик?»

17. Как по-учёному поганку зовут? (Чомга. – « Поганчики».)

18.Как чомга своих детей от врагов спасает? (Сажает всех себе на спинку. – «Поганчики»).

19.Как зовут ночную цаплю? (Цапля-кваква. – «Серьёзная птица».)

20.Почему в жару цапля не прячется в тень? (Закрывает деток от жгучего солнца. Птенцам ни холодно, ни жарко: сверху тень, снизу ветерок поддувает. – «Серьёзная птица»).

21.Кого должны бояться летучие мыши? (Сычей. – «Ночные охотники»).

22.Кто охотится за муравьями? (Дрозды, зарянки, вертишейки, дятлы, сойки, синицы, сороки, лесной конёк. – «Скатерть-самобранка»).

23.Как вальшнепиха спасает своих детей от ястреба? (Стискивает птенца лапками, прижимает к груди и поднимается с ним в воздух. – «Первый полёт»).

24. Как отличить гриб боровик от жёлчного и сатанинского? (У боровика излом шляпки всегда белого цвета, а у сатанинского лилового, а у жёлчного шляпка на изломе всегда розового цвета. – «Федот, да не тот!»)

25.Кто из обитателей леса, по мнению писателя, самый чистоплотный, самый работящий и самый большой соня? (Мышь-полёвка, дятел, летучая мышь. – «Время»).

26.Как стать добрым повелителем птиц? (Нужно сделать для них волшебную полочку и насыпать на неё крошки и крупу, класть сало и кисти рябины. Каждый день станут прилетать разные птицы и кормиться. – «Волшебная полочка»).

27.С какой части тела начинает линять зимой заяц-беляк? (С задних лапок, будто белые штаны надел. – «Отчаянный заяц»).

28.Что запасает на зиму сыч? (Замораживает, как в холодильнике, в дупле мышек и птичек. – «Синичий запас»).

29. Куда прячут свои запасы синички? (В удобные трещинки в коре деревьев, особенно под сучком, куда не пробьётся ни дождь, ни ветер. – «Синичий запас»).

30.Почему для зайца самая отличная погода, когда дождь идёт или метель бушует? (Непогода смывает и заметает следы. Когда тепло и тихо, запах от зайца держится долго. – «Какой заяц длины?»).

31.Какое имя носит самый большой дятел? (Желна, или чёрный дятел, величиной с ворону. – «Тайна чёрного дятла»).

32.С появлением проталин, какие птицы прилетают к нам с юга? (Грачи.- «Птицы весну принесли».)

33.А когда прилетают зяблики? (Когда травка появляется. – «Птицы весну принесли».)

34.А какие птицы «лёд на реке раскололи»? (Трясогузки. – «Птицы весну принесли».)

35.Кто охотился на дятла? (Ястреб-перепелятник. – «Дятел».)

36.Каким лесным премудростям должен быть обучен каждый житель леса? (Хочешь увидеть – сам стань невидимым; хочешь услышать – стань неслышимым; хочешь понять – замри. – «Лесные тайнички».)

37.Какую птицу Н. Сладков называет ночными часами? (Маленькую сову сплюшку. -  «Лесные тайнички».)

38.Сколько раз за лето приносит детей водяная крыса? (Три раза. – «Непослушные малыши».)

39.Почему писатель не сумел добыть цаплю для музея?  (Не сумел перехитрить птиц. Они друг друга предупредили с помощью своего птичьего телефона о приближении человека. Коньки услыхали и пискнули, коньков услыхали кулики, куликов – утки. Утиный кряк услышала цапля. – «Птичьи посты».)

40.Зачем дикой свинье грязевой панцирь? (Чтобы до её шкуры ни слепни, ни комары, ни москиты не добрались. – «Звериная баня».)

41.Какого медведя называют медведь-пестун? (Которому год исполнился. Он нянчит  младших братьев и сестёр. – «Непослушные малыши».)

42.Чем питается сыч? (Мышками, птичками, землеройками. – «Сыч».)

 Материал подготовлен главным библиотекарем детской библиотеки филиал №10 МУК «ЦСДБ г. Ярославля»

Кукушкиной Людмилой Павловной