ВКонтакте

НАША  СПУТНИЦА  -  ВОДА

Театрализованное занятие о воде с дошкольниками и учащимися 1-х классов


       Библиотекарь:

                       Здравствуйте, дорогие ребята!

                        Вы слыхали о воде?

                        Говорят она везде!

                        В луже, в  море, в океане

                        И в водопроводном кране.

                        Как сосулька замерзает.

                        Ледником в горах зовется,

                        Лентой серебристой вьется.

                        Средь высоких стройных елей,

                        Рушится потоком селей.

                        На плите у вас кипит,

                        Паром чайника шипит,

                        Растворяет сахар в чае.

                        Мы ее не замечаем,

                        Мы привыкли, что вода –

                        Наша спутница всегда!

                        Без нее нам не умыться,

                        Не наесться, не напиться!

                        Смею вам я доложить:

                        Без воды нам не прожить!

                        Вы ее в пруду найдете

                        И в сыром лесном болоте.

                        Путешествует всегда

                        Наша спутница – вода!

                                   (Н.Рыжова.)

Перед вами модель нашей Земли – глобус. Он окрашен в разные цвета, но, все же, больше какого цвета? Верно, синего. И что это значит? Правильно, воды на нашей планете значительно больше. Это океаны, моря, реки, озера, пруды, ручьи и водопады. Если бы вдруг исчез синий цвет на глобусе, какого цвета тоже не было бы? Конечно, зеленого. А почему? Верно, все леса  погибли бы без воды. А кому для жизни нужна вода?

 

Незнайка: Мне очень нужна!

Б.: Незнайка, я не ожидала тебя здесь увидеть!

Н.: Вы спрашивали, кому нужна вода, вот я и отвечаю: мне нужна.

Б.: Да, и всем тоже! Всем ребятам, всем людям. Кому еще? Растениям и животным.

Н.: Я бы и дня без воды не прожил!

Б.: Еще бы! Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – 3-4 дня. Да и мы сами больше, чем наполовину состоим  из воды. Да, да, да! А вы и не знали?

Н.:  В человеке вода плещется? Вот так чудеса!  Вот, что в арбузах, огурцах и апельсинах воды полно, я знаю. А что в человеке она есть – впервые слышу.

Б.: И в человеке  и во многих продуктах питания. Вода – самое большое богатство на Земле.

Н.: А вы когда - нибудь слышали о чудесах, которые совершает вода?

Б.: Конечно! Я и пригласила сегодня ребят к нам в гости, чтобы об этом рассказать. Ты мне поможешь?

Н.: Согласен.

Б.: Итак, как же к нам в дом попадает вода? Правильно, из реки.

Н.: Что вы такое говорите! В реке вода такая грязная!

Б.: Разумеется, просто так пить воду из реки нельзя.

 Для того чтобы она была пригодная для питья, ее надо очистить. Для этого от реки прокладывают трубы с решеткой, которая задерживает крупный мусор. Затем вода течет по трубам сначала на станцию с разными фильтрами и смесителями, где ее очищают от песка, а затем воду осветляют и обеззараживают от болезнетворных микробов, которые вызывают инфекционные болезни.

Н.: Ну, тогда ладно, если она не заразная.

Б.: Не беспокойся, Незнайка! Хотя, несмотря на это, воду  все же надо кипятить перед употреблением. Ребята, у воды есть цвет? Правильно, цвета нет. А почему тогда говорят: черное море, синее море? А еще есть Красное море, Белое море и даже Желтое!

Н.: Надо же! Цветные моря!

Б.: Ну, да! А вот ребята говорят, что не бывает.

Н.: А, я вспомнил. Я был летом на Черном море. Так вот, синим море кажется в солнечную погоду, когда небо в воде отражается, и вода в море кажется такой же синей, как небо.

Б.: Верно, ну а черное почему?

Н.:  В плохую погоду, когда буря и ветер,   море бушует и  пенится и кажется черным.

 

Б.: Правильно! Так что у воды нет цвета. Она прозрачная. Ну, а запах есть, как вы думаете? Конечно, вода и запаха не имеет. И это легко проверить. Ребята, можно ли сказать, что вода кислая или сладкая, горькая или соленая?

Н.: Вода сладкая! Точно знаю!

Б.: Откуда тебе это известно?

Н.: Как откуда? Я сегодня чай сладкий пил, а чай ведь – вода.

Б.: Ты  ошибаешься, Незнайка! Чай  сладкий оттого, что ты в него сахар положил. А если в воду соль насыпать, она тоже сладкой будет?

Н.: Нет. Я понял! Вода будет иметь вкус, если что-то в нее положить!

Б.: Правильно! Вода может растворять разные вещества. Кроме соли и сахара что еще? Краску, клей, стиральный порошок.  Вообще-то она способна растворять практически любые вещества, которые можно потом из неё добывать, золото, например. Ребята, а вы знаете, с чего начинается река? Тогда отгадайте загадку:

                        Кто бежит по горным склонам,

                        Тараторя сам с собой,

                        И в густой траве зеленой

                        Прячет хвостик голубой? (Ручеек.)

Правильно! А как на Земле возникают ручейки?

Н.:  А я знаю!

Б.: Ну, и как?

Н.: Из дождя.

Б.: Точнее сказать, из многих капелек, которые похожи друг на дружку как близнецы. Капельки покидают тучку и падают на землю в виде дождя. Послушайте сказку о капельках воды. (Книжки, нотки и игрушки для  Катюшки и Андрюшки. – 2000. - №2. – С.14). Видите, капля воды и в море, и в реке, ручье, дождике.

Н.: А радуга, туман и роса – тоже наша замечательная водичка?

Б.: Совершенно верно! Ребята, а такую загадку отгадаете:

                        Я пушиста, серебриста,

                        Но рукой меня не тронь

                        Стану капелькою чистой,

                        Как поймаешь на ладонь.

                        (Снежинка.)

 

Н.: Я знаю ответ!

Б.: Подожди, Незнайка, я хочу, чтобы ребята ответили. Так во что превращается вода зимой? Правильно, в снег и в лед. А что такое снежинка и вообще снег?

Н.: Можно я скажу? Мне Знайка рассказал, что снежинки – это ледяные кристаллики, застывшие на морозе капельки воды.

Б.: Правильно! Падая с огромной высоты на землю, они увеличиваются в размере и становятся удивительно красивыми, как звездочки. И, что самое интересное, ребята, так это то, что снежинки никогда не бывают одинаковыми. Они все разные!

Н.: Я такими снежинками каждый год елку украшаю.

Б.: Удивил! Наверняка ребята тоже умеют вырезать из бумаги снежинки, но теперь они твердо знают, что каждая такая снежинка – это капелька воды. И снова загадка о воде:

                        Я и туча, и туман,

                        И ручей, и океан,

                        И летаю, и бегу,

                        И стеклянной быть могу.

                                   (Льдинка.)

 

Н.: Неправильная какая – то загадка! Не может вода быть стеклянной!

Б.: А вы, ребята, как думаете? Конечно, может. Потому что превращается зимой в лед.

Н.: Я сказку вспомнил о мальчике, у которого в сердце осколок льдинки застрял. И такой он был бессердечный, равнодушный и холодный, как лед. И вот…

Б.: Нет, нет, не рассказывай дальше! Пусть ребята вспомнят эту сказку. Как она называется? Правильно, «Снежная королева». А в мультипликационном фильме, поставленном по сказке В. Даля «Снегурочка» девочка Снегурочка растаяла летом и превратилась в облако.

Н.: В облако? Вот здорово! А давайте прямо сейчас сделаем маленькое симпатичное облако.

Б.: Ничего не выйдет!

Н.: Почему?

Б.: Для этого нужны особые условия. Вот послушайте, что написано в книге О. Секоры «Погода в картинках» (читать на страницах 7 – 9 до слов: «…они соединяются в большое облако»). Но мы еще об одном свойстве воды не поговорили.

Н.: О каком?

Б.: А ты помнишь, Незнайка, песенку про улыбку? Она из мультипликационного фильма «Крошка Енот». Эту сказку написала английская писательница Лилиан Муур. Помните: Енот смотрится в воду и  видит там… кого?

Н.: А, вспомнил, вспомнил! Енот видит там себя.

Б.: Верно! Так какое еще ценное свойство имеет вода? Да, отражает предметы.

Н.: Наверно, давным-давно, когда люди еще не изобрели зеркало, они смотрели на свое отражение в речке, озере, ручье. Конечно, если там вода чистая была.

Б.: Да, нам уже не нужна чистая вода в качестве зеркала, она нужна  просто для того, чтобы выжить. Так много воды на земном шаре! Кажется, что её хватит всем: и людям, и животным, и растениям.

Н.: А разве это не так?

Б.: Дело в том, что чистой воды на Земле становится все меньше и меньше, тем более пресной, которую мы  употребляем, потому что люди загрязняют её: выливают вредные вещества, сбрасывают мусор и нечистоты. От этого наши ручейки, реки и озера  перестают быть чистыми  и прозрачными, а значит пригодными для жизни.

Н.: Да, в такой воде ни одна рыбка не выживет!

Б.: Не только рыбки, но и все живые существа, обитающие в воде. Грязная вода – источник болезней и смерти для людей и животных.

Н.: Но что, же нам делать?

Б.: Каждому из нас нужно стараться никогда не бросать в  воду мусор и вредные вещества, только тогда можно быть уверенным в том, что на нашей планете сохранится чистая вода. Ведь без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать тысячу вещей: бумагу, ткань, лекарства, конфеты, мебель – ничего!

Н.: А я вспомнил хороший стишок о воде, который ребята знают.

Б.: Очень кстати, Незнайка. Давайте мы им и закончим наше занятие о воде.

Н.:                   Давайте же мыться, плескаться

                        Купаться, нырять, кувыркаться

                        В ушате, корыте, лохани,

                        В реке, ручейке, океане,

                        И в ванне, и в бане,

                        Всегда и везде…

Б.: А теперь все вместе:

                        Вечная слава воде!

Спасибо, Незнайка, за помощь. Попрощайся с ребятами до следующей встречи.