Путешествие в мир насекомых

Театрализованное занятие  для учащихся 1 классов


Библиотекарь:  Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. А для этого немного пофантазируем. Представьте себе летнее свежее утро, солнце только встало, еще роса на траве, воздух оглашается птичьими голосами, и мы не можем в такой чудесный день сидеть дома. Мы идем на экскурсию в лес.

 

Почемучка: Здравствуйте все! Слышал, вы в лес собираетесь? Ой, а мне можно?

 

Библиотекарь: Конечно, но что ты там делать будешь?

 

Почемучка: Как что? Лес изучать.

 

Библиотекарь:  Но лес большой. В нем столько всяких  зверей, растений, птиц и цветов, деревьев и насекомых. Лес хранит столько загадок и тайн!

 

Почемучка: Что за тайны такие?

 

Библиотекарь: А вот какие. Отчего птицы поют, а звери не умеют, почему листья на дереве зеленые, а не синие. Вот муравьишка   в траве ползет. И как такое крошечное создание находит дорогу домой и не заблудится!

 

Почемучка: Да, пожалуй, что без книг здесь не обойдешься. Ведь в них можно обо всем прочитать, в том числе и о муравьях.

 

Библиотекарь: Да, и о бабочках, жучках, стрекозах, кузнечиках – словом о тех, кого мы видим летом не только в лесу, но и далеко от него.

 

Почемучка: Где, например?

 

Библиотекарь: В огороде, на лужайке, в саду, на даче, на берегу реки. Куда  бы ни отправился человек, везде встретит насекомых. Везде, где даже выжить – то нельзя. Например, в лужах с нефтью. И в воде, температура которой 70 градусов. И в соленой воде. В земле, грибах, внутри животных. Насекомые живут  и в пещерах и на высоких горах, среди снежных полей и ледников.  А  каких насекомых вы знаете, ребята?

 

Почемучка: Ой, подождите, подождите! Лучше загадки загадывать.

 

Библиотекарь: Пожалуй, так будет интересней.  Тебе и начинать.

 

Почемучка:        Рост травы могу подслушать,

                             Перебравшись в дальний лог.

                             Ведь не зря имею уши

                             На коленях длинных ног.

                            (Кузнечик.)

 

Библиотекарь:   Неприметен в чаще леса.

                            Я малыш, но в нужный час

                             Больше собственного веса

                            Поднял груз в сто десять раз.

                                (Муравей.)

 

Почемучка:       Что за жучок сидит на листочке

                           Красная спинка, черные точки.

                                (Божья коровка.)

 

Библиотекарь:  Голубой  аэропланчик

                           Сел на белый одуванчик.

                            (Стрекоза.)

             

 

 

Почемучка:     Шевелились у цветка

                         Все четыре лепестка.

                        Я поймать его хотел –

                        Он вспорхнул и улетел.

                          (Бабочка.)

 

Библиотекарь: Летит птица, нос как спица

                          Кто эту птицу убьет, тот кровь прольет.

                          (Комар.)

 

Почемучка:      Где сладко, там она кружит,

                           Она и жалит и жужжит,

                          Попадается в компот,

                           И много меду нам дает.

                          (Пчела.)

Библиотекарь: Модница крылатая

                           Платье полосатое.

                           Ростом хоть и кроха,

                           Укусит – будет плохо.

                             (Оса.)

                      

Почемучка:  А вот очень смешная загадка про домашних насекомых. Угадаете, ребята?   

                      В коричневом фраке гуляет во мраке. (Таракан)

 

Библиотекарь:  Фу, таракан! Ну, это очень неприятное насекомое и совсем не полезное. Другую какую-нибудь загадку знаешь?

Почемучка: Ну, хорошо: 

                              Ночь без страха я встречаю,

                              Вижу все во тьме, как днем

                              Вдаль лечу и освещаю

                              Путь – дорожку фонарем.

                              (Светлячок.)

Библиотекарь:  Вот это другое дело! Теперь я  загадаю:

                           Кто под нами вверх ногами

                           Ходит – не страшится,

                           Упасть не боится,

                              Целый день летает,

                              Всем надоедает.

                              (Муха.)

               Молодцы, ребята! Но мы только некоторых насекомых вспомнили, а на Земле их во много раз больше. Из живых существ их больше всего. Ученые утверждают, что насекомых на нашей планете более полутора миллионов разных видов!

Почемучка:  А я знаю, что насекомые – самые древние животные на земле. И появились они 400 млн. лет назад. Но тогда они совсем не такие были.

Библиотекарь: А какие? Расскажи.

Почемучка: Это были гиганты, не такие, конечно, как динозавры, но все равно сегодняшние насекомые против тех, древних, просто малютки.

Библиотекарь: Трудно себе это представить. Зато мы можем  запросто описать тех насекомых, которых знаем.

Почемучка: Давайте вспомним, ребята, как они выглядят. Есть ведь у них что-то похожее, общее во внешности.

Библиотекарь: В самом деле! Ну, кто скажет, что у насекомых общего? (Брюшко, головка, грудь). Брюшко состоит как бы из колечек. Со спины они похожи на насечки. Отсюда и название – «насекомые», от слова «насекать». Очень важны для насекомых усики. Усиками они пробуют предмет на вкус.

Почемучка: Усиками? Вот хохма!

Библиотекарь: Ничего смешного не вижу. Более того – скажу, что по длине усиков можно судить о том, хорошее зрение о насекомого или нет. Чем короче усики, тем лучше зрение.

Почемучка: Ничего себе! А ещё зачем они нужны?

Библиотекарь: Антенны или усики позволяют насекомому ощупывать, слышать,  нюхать, измерять температуру и влажность воздуха, словом - изучать окружающий  мир. С их помощью  муравьи, например,  определяют направление ветра, проверяют пищу, которая попадается на пути. У кузнечиков, жуков – дровосеков и у некоторых других насекомых усики длиннее тела.

Почемучка: Так, понятно. А сколько же у них ножек и крылышек? Может, вы ребята, нам подскажете?

Библиотекарь: Да, у каждого насекомого по 6 ножек, некоторые из них и летать умеют, так что и крылышки тоже имеются, у некоторых даже две пары: жесткие сверху, легкие снизу.

Почемучка: А я и не знал об этом.

Библиотекарь: Не мудрено. Чтобы все знать о мире насекомых, нужно много учиться. Наука о насекомых называется энтомология.

Почемучка: Очень трудное слово. Мне его никак не запомнить.

Библиотекарь: А это пока и не обязательно. Главное, что нужно знать, так это то, что  людям на земле без насекомых не прожить. Есть, конечно, вредные жучки, которые наносят вред хозяйству и здоровью человека, но их в сто раз меньше, чем полезных.

Почемучка: Ну и чем они так уж полезны?

Библиотекарь: Помогают растениям жить и цвести на радость людям. Исчезнут насекомые – исчезнут и растения.

Почемучка: Ну, при чем  здесь растения!

Библиотекарь: А при том, что некоторые насекомые переносят пыльцу с растения на растение, и от этого зарождается новое растение. А что будет, если исчезнут насекомые-могильщики, которые очищают поверхность земли? Некоторые насекомые с такой быстротой уничтожают погибших животных, что с ними не могут справиться даже хищные звери. Эти маленькие существа  также эффективно защищают природу от гниющих остатков растений. Насекомые дают нам мед и шелк,  уничтожают гусениц и тлю, других вредителей деревьев.

Почемучка: Значит, выходит, что если насекомые исчезнут, то многие птицы, звери, рыбы тоже? Наверное, ребята знают почему.

Библиотекарь:  Если и не знают, то догадаются. А ты, Почемучка, как бы сам ответил на этот вопрос?

Почемучка: Потому что нечем всем этим зверушкам будет питаться, если не будет их основной пищи – насекомых.

Библиотекарь: Видите, как все в природе продумано, все взаимосвязано и нет ничего лишнего.

Почемучка: Да и как можно лишними считать веселых кузнечиков, о которых даже в песнях поется, красивых легких бабочек, похожих на цветок, трудолюбивых муравьев, неповоротливых жучков. А какие красивые стрекозы! Так скучно было бы в мире без них!

Библиотекарь: Но давайте все по порядку, а то можно  долго перечислять всю эту мелюзгу. Наверное, из  всех насекомых самая красивая бабочка. Надеюсь, что спорить с этим никто не будет.

 Почемучка: Ой, и мне они как нравятся! Я люблю за ними наблюдать.

Библиотекарь: Ну, это каждый умеет. А что ты знаешь про них?

Почемучка: Ну, их очень много. Я читал, что около 140 тысяч видов.  Некоторые даже названия не имеют. А какие хитрецы! Чтобы их не поймали, бабочки прикидываются шмелем, комариком, червячком, их часто можно принять за веточку, листочек или даже птичий помет. Вот они какие!

Библиотекарь: Верно, Почемучка! Могу только добавить, что и названия у бабочек очень интересные. Вот некоторые из них: капустница, огневка, златогузка, листовертка, адмирал, бражник, махаон, лимонница, репейница, павлиний глаз, морфо,  перламутровка, ленточница голубая, аполлон,  подалирий и другие. Всем давно известно, что все бабочки в своем развитии проходят три стадии: яйцо, личинка (гусеница), куколка, а из нее уже  бабочка-красавица появляется.

Почемучка: Да!  Щедрая природа разрисовала бабочек в разные цвета. Если присмотреться внимательнее  к их крылышкам, то мы увидим, что они состоят  из мелких чешуек, наполненных красящим веществом. И оно постоянно подпитывает крылышки. Красота!

Библиотекарь: Красота-то красота, но она быстро исчезает, если взять бабочку за крыло: чешуйки быстро стираются, так как держатся слабо. Уверена, что вы, ребята, об этом знаете, потому что каждый из вас хоть раз в жизни держал в руках это удивительное существо.

Почемучка: А я читал о том, что бабочки имеют даже свои запахи, очень приятные. Для чего, как вы думаете? Чтобы узнавать издалека своих собратьев и родственников. В некоторых странах бабочек используют вместо ароматизаторов  воздуха.

Библиотекарь: Ученые установили, что у бабочки есть орган слуха, который расположен на брюшке.

Почемучка: Уши на животе? Впервые такое слышу!

Библиотекарь: Это не совсем уши, как у нас. Это такие тонкие плёночки (мембраны называются), которыми затянуты специальные углубления в теле бабочки. Благодаря таким микрофончикам, хрупкие красавицы слышат не только пение птиц, но даже взмахи их крыльев.

Почемучка: Ребята, а какие насекомые на вертолет похожи?

Библиотекарь:  Правильно, стрекозы. Миллионы лет назад стрекозы были величиной с большой  воздушный шарик. А еще они замечательны тем, что у них много-много глаз.

Почемучка: Это как? У всех два глаза, а у них много-много!

Библиотекарь: Представь себе! Каждый глаз у стрекозы состоит из 30 тыс. отдельных глазков-ячеек, поэтому она может видеть везде: то, что находится впереди нее, позади, вверху, внизу и сбоку. Но самое удивительное, что ее необычные глаза видят по-разному. Одни – все, что находится далеко, другие – что близко.

Почемучка: Вот это да! Мне бы так! Никакие бы очки  не понадобились!

Библиотекарь: Это еще что! Стрекоза – отличный летун! Еще бы! Есть-то хочется! Надо быть быстрым и поворотливым. Свою добычу стрекозы ловят…ногами!

Почемучка: Ну, уж вы выдумали тоже! Как это -  ногами?

Библиотекарь: Можешь мне поверить, Почемучка, именно ногами. Они  покрыты  шипами и согнуты так, что получается «ловчая корзинка». Стремительный, воздушный зигзаг – и комар или муха в корзине! Стрекоза – хищник, опаснее стрекозы – её личинка. Она вообще может напасть на мелкую рыбешку, не говоря уже о комарах.

Почемучка:  Она еще и комаров ловит? Выходит, чтобы комары не заели, ищи место, где стрекоз много?

Библиотекарь: Правильные выводы делаешь, Почемучка. А сейчас угадай вместе с ребятами, какого жучка солнышком называют?

Почемучка: Не знаю. А вы, ребята? (Божья коровка.)

Библиотекарь: Да, второе название этого насекомого «божья коровка».

Почемучка: Так бы и сказали! Вспомнил! Ведь я читал про эту самую «коровку». Это древние люди поклонялись пятнистым жучкам, связывая их облик с солнцем, дарившим жизнь, свет и урожай.

Библиотекарь: Ну а почему все-таки «коровка»? Так, ясно. Значит, не до конца книгу прочитал.

Почемучка:  Подождите, подождите! Я вспомнил!

Библиотекарь: Ну и что ты вспомнил?

Почемучка: А то, что обыкновенные коровки, которые пасутся на лугу, дают нам молоко.

Библиотекарь: Ну и что из того?

Почемучка: А то, что и божьи коровки умеют тоже выделять молоко, правда, не белое, а оранжевое. И совсем не вкусное, а даже наоборот, едко и неприятно пахнущее. И из-за этого не едят божьих коровок ни птицы, ни ящерицы, разве только обжоры – ежи, которым все нипочем.  Пауки, если «коровка» попала в их сети, спешат от невкусной пищи избавиться: обрывают нити и освобождают жучков.

Библиотекарь: Зато, какие они  красивые: ярко окрашенные в желтый, красный, коричневый цвета с черными точками.

Почемучка: И не только точками-крапинками, а в горошек, с черными и беловатыми квадратами – под шахматную доску, с разводами – под мрамор. Чаще всего в нашей местности встречаются семиточечные, двухточечные и пятиточечные коровки.

Библиотекарь: Но божьи коровки только  на вид  такие мирные. Они, так же как и стрекозы – хищники и очень прожорливые: уничтожают сотни тлей. Видели тлю, ребята? Словно маленькие комочки покрывает тля сплошным зеленым слоем стебли и листья растения и сосет соки из них.

Почемучка: Теперь я понимаю, почему божьих коровок так любят люди: они же первые помощники в борьбе за урожай на дачах.

Библиотекарь: Совершенно верно!  А теперь угадайте, чей это портрет: маленький жучок, на брюшке которого располагается зеленый фонарик. Да, это светлячок.

Почемучка:  Зачем же он светится?

Библиотекарь: О, мы уже убедились, что ничего случайного в природе нет. Светящиеся насекомые такие же несъедобные, как «божьи коровки», поэтому хищники за ними не охотятся.  Личинки и яйца светлячков тоже светятся. Это своего рода защита от недругов: не трогай меня, я – невкусный!

Почемучка: А мне очень хочется рассказать вам про муравьев, которых видимо-невидимо в любом лесу, в поле, на дачном участке, в парках. Ползают себе тут и там.

Библиотекарь:  Это,  на первый  взгляд,  кажется, что они ползают, где попало. Нет, они ползают по тропинке, которую сами протаптывают по какой-то причине. А какие дома они строят!

Почемучка:  Можно я расскажу? Таскают мелкие кусочки коры, веточки, хвоинки, сложат, укрепят землей, смоченной слюной. И вот вырос высокий конус. Сверху он покрыт хвоинками, которые уложены одна на другую. Ни ветер, ни дождь не  страшны  такому дому. А чтобы хвоинки лучше проветривались, а не гнили, муравьи придумали хитрость: каждые 4 дня они снимают верхний слой хвоинок с крыши муравейника и уносят внутрь. А на поверхность выступает следующий слой. Так они постоянно перебирают крышу, оберегая свое жилище от плесени.

Библиотекарь: Но это еще не так удивительно. А вот угадай, как они в дом заходят.

Почемучка:  Как, как! Через двери, конечно! Или ходы там какие-нибудь делают. 

Библиотекарь: Да, муравейник как большой многоэтажный дом. С коридорами, комнатами, подвалами. А еще муравьи хорошие пастухи и огородники.

Почемучка: Пастухи? И кого же они пасут? Овец что ли? Или коров?

Библиотекарь: Ну, что-то вроде этого.

Почемучка: И что вы имеете в виду?

Библиотекарь: А то, что коровки у них – все та же тля, о которой вы уже сегодня слышали, ребята. Она выделяет сладкую капельку на брюшке. Вот этим «молочком» и питаются муравьи.

Почемучка:  А какие они умные и трудолюбивые! Неслучайно их зовут санитарами леса.

Библиотекарь: Верно. Но полезные только лесные муравьи, которых в наших лесах  видимо - невидимо.  В других странах водятся муравьи, приносящие вред человеку. В Аргентине, например, в стенах домов живут  муравьи, которые грызут бумагу, ткани и даже кожу. А знаешь ли ты, Почемучка, что у муравьев есть не только пастухи, няньки, сторожа, но и собственные врачи-хирурги?

Почемучка: Представьте себе, знаю! Недавно в журнале прочитал, что у муравьев, как и у людей, которые много тяжестей таскают, случаются переломы и ушибы. Принимают  таких больных  доктора в специально отведенном для этого помещении. Представляете, ну, все как у людей! Муравьиный «хирург» прежде всего, осматривает пострадавшего, потом покрывает рану специальной прозрачной жидкостью.

Библиотекарь: А где он её берет? В аптеке, что ли, покупает?

Почемучка: Шутите, да? За этим лекарством в аптеку ходить не надо, ведь целебная жидкость находится у муравьев прямо во рту.

Библиотекарь: Конечно, я пошутила, а ты, молодец, Почемучка! Видишь, как полезно иногда  в журналы заглядывать.             

 А сейчас снова загадка: кто развесил в лесу кружева?  ( Пауки.) Я знаю, люди их не любят.

Почемучка: Конечно, не любят! Они такие некрасивые, даже страшные немножко и какие разбойники – плетут смертоносные сети для мух и комаров.

Библиотекарь: Вот это как раз то замечательное достоинство, которое в них есть. Кто тебе больше нравится: мухи или пауки?

Почемучка: Даже не знаю. От мух покоя нет, а пауков я все же боюсь.

Библиотекарь: И напрасно. Именно паучий аппетит защищает нас от размножения этих противных назойливых мух. А еще пауки не дают всевозможным клещам, тлям и шелкопрядам, расплодившись, опустошать поля, сады, леса. Пауки бывают маленькие и большие. А где они живут?

Почемучка: Я видел их в лесу, да дома их тоже много. Один такой жил у меня в цветочном горшке, небольшой совсем паучок.

Библиотекарь: Чем крупнее паук, тем больше его ловчая сеть. Самые большие и красивые сети плетут пауки-крестовики. Кто знает, почему они так называются? Спросим, Почемучка, у ребят.

Почемучка: А я знаю, у них рисунок на спине вроде креста, и у каждого – свой, он никогда не повторяется. Как и рисунок бороздок на ладошке у каждого человека, не похож ни на какой другой.  Между прочим, я читал, что пауки к насекомым не относятся.

Библиотекарь: Да, ты прав, в зоологии – науке, которая изучает животных, насекомые относятся к другому семейству, но  я думаю, что это не так уж и важно. Во-первых, пауки – родственные насекомым животные, во – вторых, в книгах, рассказывающих о насекомых, как правило, упоминается и о пауках. Поэтому продолжим разговор об этих удивительных созданиях?

Почемучка: Продолжим. Паучки живут не только на деревьях, в траве, цветах и даже в воде, как этот   паучок, о котором загадка сложена.

                        В тихой заводи речной

                        Конькобежцы в летний день

                        По воде несутся

                        Сухими остаются.

Библиотекарь: Как же зовут этих любителей воды? Правильно, водомерки.

 И эти паучки тоже хищники, еды им надо много, вот они и   бегают  весь день в поисках пищи. И сколько же они сметают с поверхности реки всякой всячины, которая засоряет воду!   Водомерки имеют острый как игла хобот, этим и убивают свою жертву.

Почемучка: Выходит, большинство насекомых очень полезно  для человека?

Библиотекарь: Именно так. И для человека, и для природы. И самые полезные – хищники. Кроме тех,  кого мы сегодня назвали, еще навозники и жужелицы. Из семейства жужелиц особо выделяется жук – красотел. Очень

красивый на вид: темно – синий, с золотисто – зелено – розовым отливом на крыльях. И довольно большой – до 3 сантиметров в длину. Хорошо летает и ползает по деревьям. Охотится  за вредными гусеницами, спасая  деревья.

Почемучка: А мы еще про пчелу ребятам не рассказали. Тоже очень полезное насекомое.

Библиотекарь: Не только полезное, но и очень умное. Представьте, когда пчела находит полянку с цветами, рассказывает о ней в улье…танцем! Кружится, виляет брюшком, да еще даст попробовать нектар, который принесла с этого луга. Своими движениями она сообщает, в какую сторону надо лететь, с какой скоростью, много ли там нектара. Так утверждают ученые.

Почемучка: Очень интересно!  И про осу мы  тоже не рассказывали  и про многих других насекомых. Столько книг о них написано! И сколько вопросов ещё накопилось!

Библиотекарь: На все вопросы книги ответят. Вот они на нашей выставке стоят. Ты, Почемучка, наверняка не все их читал. Я тебе книгу дам, ты ее прочитай и в следующий раз нам  расскажешь про других, не менее интересных «букашек-таракашек» и ответишь на все вопросы наших гостей.

Почемучка: Спасибо! Когда прочитаю, тогда и приду к вам снова, ребята!

Библиотекарь: До свидания, Почемучка. Я надеюсь, что после  нашей встречи вы ребята, будете по-другому смотреть  на тех  насекомых, о которых мы сегодня говорили и видеть в них только наших друзей и помощников. А сейчас мы посмотрим мультик по сказке В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». 

СТИХИ   О  НАСЕКОМЫХ.

Бабочка

Белыми крыльями

Машет капустница

Только поднимется-

Тут же опустится.

 

Носиком водит

По краю ромашки:

Мед

Или чай

В этой беленькой чашке?  (Г.Глушнев.)

 

Божья коровка

 

Точка, точка

Два крючочка –

Это лапки у жука.

 

Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка.

Справа -  точка, слева – точка

В черных крапинках бока.

 

Я подую на жука –

Улетай за облака!

Словно красный вертолет,

Прямо в небо он уйдет.  (Ф. Грубин.)

 

Жук – водомерка

 

Водомер скользит по пруду,

Конькобежцем режет гладь.

 

Ни утенку, ни гусенку

Водомера не поймать!  (Э. Богданова.)

 

Стрекоза

 

Стрекоза, стрекоза –

Любопытные глаза.

То летит она вперед,

То висит как вертолет,

Над водой голубой,

Над травой луговой,

Над поляной лесной. (М. Шаповалов.)

 

Муравей

 

Муравьишка  маленький,

Маленький  - удаленький

Ты работаешь всегда,

Но блуждаешь иногда.

Опоздал ты

В свой домишко,

Только ты ведь

Не трусишка -

Под грибочком ночевал...

Утром с бабочкой играл,

И так резво веселился -

Чуть с грибочка не свалился.  (С. Козлов.)

 

Светлячок

 

Днем обычный червячок,

Ночью - в новой роли

Ваша Светлость, Светлячок,

Вы Волшебник, что ли?   (Ю. Энтин.)

 

Кузнечик

 

Кузнечик, как никто другой,

Гордится левою ногой.

Он ей стихи не пишет,

Ногой кузнечик слышит.  (Ю. Энтин.)

Составитель: главный библиотекарь детской библиотеки ф. 10 МУК «ЦСДБ г. Ярославля» Кукушкина Людмила Павловна