Весёлый грамотей


Беседа-игра для учащихся 3 класса к Международному дню родного языка 
Сценарий      Составитель:заведующая отделом филиала № 10 Фесенко М.Л.

     Дорогие читатели! Давайте устроим  сегодня праздник – День Грамотея. Пусть сегодня звучат шутки, царит веселье, у всех пусть будет праздничное настроение, а поможет нам в этом   словесный турнир. Предлагаю, создать две команды, например, «Грамотеи» и «Умники». И  проведем праздник  знаний в шутливой форме – «Веселый грамотей».

     А вы знаете, кто на Руси был покровителем ребят-учеников?

     Наум-Грамотник!  «А кто это такой?» – спросите вы. Святой пророк Наум. Наш народ издревле почитал его помощником во всякого рода умственных занятиях, отчего и прозвали его Грамотником. 14 декабря день памяти святого пророка Наума. Поэтому14 декабря и отмечается в России день Наума Грамотника, как праздник грамоты и обряд посвящения в ученики, так как обучение на Руси начинали осенью – в день Козьмы и Демьяна,  приходящегося на 14 ноября. Ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои первые  успехи: «Батюшка Наум, наведи на ум!».  Пословицы и поговорки,  посвященные грамотности, показывают, как высоко ценили ее наши предки:

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Ученье – свет,  не ученье – тьма.
Век живи, век учись.
Сытое брюхо к ученью глухо.
Чтение – лучшее учение.
Добро того учить, кто слушает.

А какие вы пословицы знаете об учении?
Дети приводят примеры.

(Можно зачитать и показать книгу
Пословицы, поговорки, загадки. М.: «Современник», 1986. С.111.
Раздел «Учение, знание, наука».
Объяснить, что означает пословица «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит»).

Будем считать, что разминка прошла удачно, начнем наши конкурсы.

КОНКУРС ПЕРВЫЙ «Почему мы так говорим?»

Задание  «Объясни выражение»:

ТАНЦЕВАТЬ ОТ ПЕЧКИ -  начинать с привычного, простого, повторяя все действия с самого начала.
ДЕЛО В ШЛЯПЕ – благополучное  разрешение  какого-либо вопроса, удачный исход дела.
ГОЛАЯ ПРАВДА -  неприкрытая никакими прикрасами,  чистая правда.
Как с гуся вода – все нипочем.
Спит как сурок – человек, который любит поспать.
Выносить сор из избы – разглашать ссоры, происходящие между близкими людьми.
Иван, не помнящий родства – человек без убеждений и традиций.
Держать за семью печатями – хранить в глубокой тайне.
На седьмом небе – высшая степень радости, счастья, блаженства

Кто скажет, как же называют эти выражения?

Это  афоризмы  - от греческого aphorismos  - «краткое изречение», или крылатые слова (один немецкий ученый  - Георг Бюхман выпустил сборник мудрых кратких изречений, который он назвал «Крылатые слова»  в 1864 г. С тех пор само это словосочетание стало, что называется, «крылатым» и вошло в широкий обиход: так и стали называться все афоризмы.)

Итак, что такое крылатые слова? – мудрые краткие изречения…

У меня для вас игра:  «Чей кафтан?»

Сенька, Филька, Демьян…  К каждому из этих имен  «приклеилось» свое крылатое выражение. Я вас нарочно запутаю, а вы постарайтесь исправить фразы, чтобы никто не обиделся – ни Сенька, ни Фильки, ни Демьян. Ну и, конечно, нужно объяснить, что означают эти крылатые фразы. (Смотри «Чей кафтан?» - Читайка, №1, 2008, С.24-25.)

Подскажет тебе это Фразеологический словарь.

А теперь отправимся во фразеологический зверинец 

Давайте вспомним фразеологизмы о животных и птицах:

Надулся как мышь на крупу.
Купить кота в мешке.
Крутиться как белка в колесе.
Он в этом деле собаку съел.
Медведь на ухо наступил.

А вот еще увлекательное путешествие  – что такое идиома?

Словари дают объяснение этому понятию, но у детского писателя Андрея Усачева,  по-моему,  лучше всех сказано:

 Идиомы – это фразы,
 смысл которых –   
 МЕЖДУ СТРОК,
 Вы поймете это сразу,
 если ВАРИТ КОТЕЛОК.

(Попробуйте перевести дословно на иностранный язык любое такое выражение и смысл фразы будет другим.)

Можно зачитать несколько стихотворений-примеров из книги Андрея Усачева «Великий могучий русский язык»:

БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА
Читал дураку наставленья отец.
Сурова была его речь и строга:
- Когда ты ВОЗЬМЕШЬСЯ ЗА УМ, наконец?
Ты должен уметь БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА!
Сын понял буквально отцовский урок.
К быку подошел и схватился за рог…
Но только дурак
ВЗЯЛ БЫКА ЗА РОГА,
Бык сразу же начал
ВАЛЯТЬ ДУРАКА.

ДАТЬ ПО ШАПКЕ
Однажды Колька с Петькой
Стащили лук у бабки.
Я слышал, что за это
Им кто-то ДАЛ ПО ШАПКЕ
И мы полезем к бабке
И наворуем репки…
Пусть нам дадут по шапке,
А может, и по кепке!
Еще, на всякий случай,
Надергаю морковки -
Пускай дают до кучи
Мне новые кроссовки!

Замечательно, когда знаешь значения различных выражений или даже слов. Это может пригодиться в жизни. Я прочитаю вам  поучительный рассказик «Обзывайся правильно!» Инны Гамазковой (Читайка, № 4 – 2009, С. 29.: Одна грубая девочка обзывала мальчика долговязым, белобрысым идиотом…)

Теперь у меня для вас несколько следующих  конкурсов:

КОНКУРС ВТОРОЙ «СЛОВОЗНАЙ»

Образуйте, где возможно, от слов мужского рода слова женского рода или наоборот:

Он – козел, она…(коза)
Он – бобер, она…(бобер)
Он – осел, она …(ослица)
Он – шмель, она…(шмель)
Он – волк, она…(волчица)
Он – тигр, она…(тигрица)
Он – стрекоза, она…(стрекоза)

КОНКУРС ТРЕТИЙ «ПРИМИТЕ ШИФРОВКУ»

 В  этих предложениях зашифрованы страны и их столицы. Названия, которые нужно найти, прячутся как в одном слове, так и в нескольких подряд и даже на стыке слов. Найдите их, дешифровальщики!

Каждый раз, когда я встречаю Виталия, мы с ним подолгу говорим.
Франц и я заключили пари, Жан – свидетель.
На подоконнике стояли настурция и стакан карамели.
На своем веку бабушка повидала много цветов.

КОНКУРС ЧЕТВЕРТЫЙ «ВСПОМНИ ПОСЛОВИЦУ»:

С чем сравнивает чужую душу пословица? (с потемками)
Что в воде не тонет и в огне не горит? (правда)
Что будет, если поспешишь?  (людей насмешишь)
Что в мешке не утаишь? (шила)
Что не сделать без труда?  (не вытащишь и рыбку из пруда)
Чем красна изба, если не углами?  (пирогами)

Что значит:  «На каждого Егорку – своя поговорка», то есть на все можно вспомнить  и применить поговорку или пословицу, и ваша речь  от  будет от этого красивее и богаче.

КОНКУРС ПЯТЫЙ «НАВЕДИ ПОРЯДОК» (в словосочетаниях):

Крокодилов визг (слезы)
Поросячьи ужимки (визг)
Львиная трусость (храбрость)
Щенячья храбрость (радость)
Лисья преданность(хитрость)
Медвежьи слезы(услуга)
Заячье упрямство (трусость)
Обезьянья лень (ужимки)
Куриная хитрость (глупость)
Ослиный восторг( упрямство)
Собачья глупость (преданность)

Кто мне назовет самое короткое местоимение?

Правильно: «Я!»

Давайте разгадаем маленький кроссворд «Местоимение в словах»:

Тибетский бык. (Як)
Английская мера длины. (Ярд)
Парусное судно. (Яхта)
Лиственное дерево. (Ясень)
Фрукт. (Яблоко)
Большой рынок. (Ярмарка)
Хищная птица. (Ястреб)
Хищное животное. (Ягуар)
Поделочный камень. (Яшма)
Углубление в земле. (Яма)
Короткая шлюпка. (Ял)

Угадаем лекарственные растения:

И в лесу, и в квасу,
И в конфетке, и в таблетке (мята)

Микробов он сбивает с ног,
Ну, а зовут его …(чеснок)

Горькая травка
И животу поправка,
И сама душиста
И метет чисто (полынь)

«Кошачья травка»- больным поправка:
Корешок в аптечку,  чтоб помочь сердечку (валерьяна)

Летом рад я свежей
Ягодке медвежьей:
А сушеная в запас
От простуды лечит нас (малина)

КОНКУРС ШЕСТОЙ  «КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК О ЯЗЫКЕ»

Язык острее бритвы.
Ради красного словца не пожалеет и отца
Язык до Киева доведет
Язык без костей, что хочет, то и лопочет
Ты ему слово, а он тебе два
Ешь пирог с грибами и держи язык за зубами
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь
 Из песни слова не выкинешь
Язык мой – враг мой
Слово – серебро, а молчание – золото
Умные речи и слушать приятно
С умным разговаривать – ума набираться.

У меня для вас приготовлены   «Загадки-шутки»:

Что стоит посередине земли? (Буква «м»)
Чем кончается лето и начинается осень (Буквой «о»)
Что принадлежит лишь тебе, а употребляется  чаще всего другими? (Твое имя)
Из какого полотна нельзя сшить рубашку? ( Из ж/д)
Как называется государство, которое можно носить на голове? (Панама)
Какой город летает? (Орел)
Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет? (Мокрым)
Чем кончается все (Буквой «е»)

Мы можем с вами побывать во Врунгель-клубе,  который прописался в журнале  «Жили-были»: в нем всегда идут споры, что придумал  капитан Врунгель, а что было на самом деле (зачитываю истории из № 2 за2004 год, С.20, ответы можно найти в следующем номере)

Еще у меня есть для вас тест «Покажи, как ты пишешь и я скажу кто ты» (А почему?, № 6 – 2001, С. 23.) Думаю, это будет интересно вашему учителю: зная ваши почерка, можно о вас многое узнать.

В ходе занятия можно дать информацию о  толковых и других словарях и их составителях. ( В. Даль, С.Ожегов, Д.Ушаков).

При наличии времени, можно показать  фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков» о роли запятой (кассета № 3)и рассказать о Ломоносове, который «закрепил» запятую, как обязательный и очень важный знак препинания в своей «Русской грамматике». (Не все ведь знают, что этот наиболее употребляемый знак препинания стал появляться в рукописях только в XV веке, да и то не всегда. Но в 60-е годах XVII  века первопечатник Иван Федоров всегда использовал при наборе текстов литеры с запятыми.)

Использованная литература

  1. Ашукин Н., Ашукина М. Крылатые слова. М., 1987.
  2. Бахтин В. От былины до считалки. Л., 1988.
  3. Буканова М. Дар слова. //Читаем, учимся, играем. 2006 - № 2 -С.84-85.
  4. Врунгель-клуб.// Жили-были. 2004 – №2 – С.20
  5. Гамазкова И. Обзывайся правильно.//Читайка.2009 - № 4 – С.29
  6. Дегтярева Г. Вавилонское столпотворение.//Читаем, учимся, играем. 2009 - № 10 – С.100-103
  7. Коростылева Л., Коростылева В. Чей кафтан?//Читайка.2008 - № 1 – С.24-25
  8. Крылатые слова по толкованию Сергея Максимова. М.,2000 (переиздание 1899 года А.Суворина)
  9. Малашкина М. Покажи, как ты пишешь, и я скажу, кто ты.//А почему? 2001 - № 6 – С.23
  10. На всякого Егорку есть поговорка. М., 1976
  11. Панкеев И. Почему мы так говорим (рубрика в журнале «Читайка»:№ 12 – 2007-С.22, № 9 – 2007 –  С.20, № 8 – 2007 – С.26-27, № 7 – 2007 – С. 29, № 1 – 2008 – С.26)
  12. Пословицы, поговорки, загадки. М., 1986
  13. Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь. М., 1994
  14. Рябкова Т. Праздник грамоты «Наум, наведи меня на ум!»//Педсовет.2002 - № 11 – С. 4-5
  15. Усачев А. Великий могучий русский язык. М., 2006
  16. Усова. Н. Почему мы так говорим.//Читаем, учимся, играем. 2009 –  № 7 – С. 22-26
  17. Федосюк Ю. Русские фамилии. Популярный этимологический словарь. М., 1972
  18. Фин В. Почему афоризмы называют «крылатыми словами»// А почему? – 2006 – № 12 – С. 3
  19. Фомина Е. Веселая азбука//Читаем, учимся, играем. 2009 –  № 9 С.56-60
  20. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998
  21. Яркина В. «Флагманы Российской науки»//Досуг в школе. 2008 – № 12 – С. 12-17