Вселенная отрока или портрет

поколения Z:


 "Себя как в зеркале я вижу..."

(А.С. Пушкин "Кипренскому")

      Юные читатели! А вы знаете, что в старину на Руси отроком называли подростка, человека переходного возраста между ребенком и юношей. Этот возраст особый, часто взрослые называют его трудным. Меняется не только ваше лицо и тело, но и характер, привычки, представления о жизни. Авторитет родителей и взрослых перестает быть безусловным, а мнение друзей может стать решающим.  Мы живем в глобальном мире, когда поток информации обрушивается лавиной, когда благодаря Интернету любое расстояние становится доступным. Поэтому ваше поколение называют "цифровым от рождения". Вы - другие, но  для познания и воспитания себя как личности часто необходим совет, участие, помощь. Таким советчиком и   собеседником  может стать  не только друг, но и хорошая, вовремя прочитанная книга. Размышляя над теми или иными поступками героя  литературного произведения, вы соотносите свой личный  опыт   с его опытом,  учитесь ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Предлагаемые вам  в обзоре книги не только  заставят вас задуматься, но и увлекут вас интересным сюжетом, нестандартными ситуациями.

 


Но прежде чем обратиться к художественным произведениям, рекомендуем вам встретиться с удивительной познавательной книгой В.Р. Дольника "Непослушное дитя биосферы" (Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: беседы о человеке в компании птиц и зверей. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 208 с.: ил.)  Написанная учёным-этологом*,  она поможет вам разобраться в истоках человеческого поведения.  Почему подростки так любят "пошумелки", откуда берется их агрессивность, почему любой человек негативно относится к чужакам, к "другим", каковы истоки ненормативной лексики - на эти  и   многие другие важные вопросы вы получите ответ с точки зрения науки. Читать эту книгу непросто: она хоть и популярная, но рассказывает серьёзно о сложной науке. Сам автор в предисловии, обращаясь к читателю, пишет так: "Если вы видели в детстве на Луне рожицу, шагали по плитам, стараясь не наступить на стыки, набивали карманы всякой всячиной, ловили лягушек и выковыривали червей, летали и падали во сне, хотели сбежать из дома и вам по-прежнему интересно знать, почему это с вами творилось, - вы мой Благосклонный Читатель. Если вы просто любите собак, лошадей, птиц, детей - вы тоже мой читатель.

 * Этология - наука, изучающая генетически обоснованное поведение (инстинкты) животных, в том числе людей

 Если вы никогда не верили, что труд может сделать из обезьяны человека, - вы мой читатель. Наконец, если вам давно не до пустяков, вам бы только знать, "чем все это кончится" и не настал ли Конец Света", вы удовлетворите свое любопытство и на этот счёт."(В. Дольник "Непослушное дитя биосферы", с. 5)

                В своей жизни любой человек постоянно оказывается в разных ролях: сына или дочери, ученика или ученицы, друга или подруги, влюбленного или любящего и даже больного и здорового. Как научиться быть таким, чтобы не причинить обиды, боли окружающим людям?

                  Персонажи  книги Ю. Кузнецовой "Помощница ангела"(Кузнецова Ю. Помощница ангела// Путеводная звезда. - 2014. - № 1. - С. 35-40; 57-95) - школьники, друзья, дети своих родителей, которые стоят на разных ступенях социальной лестницы. Ангелина по прозвищу Энджи, Алёнка, Витька-Вик живут в небольшом посёлке у Рублёво-Успенского шоссе. Родители Ангелины погибли в автокатастрофе, у неё есть только старшая сестра и старенькая бабушка, которые ее очень любят. Мечта Гели - перейти из обычной школы в Рублёвскую гимназию, где учится Алёна. Но для этого нужны немалые деньги. Ангелину разъедают злость и зависть, которые заставят её совершить в дальнейшем неблаговидные поступки. Викто-Вик - преданный друг детства Гели и Алёны. Он увлечён историей и лепкой макетов монастырей. Отец Виктора работает охранником. Он не одобряет увлечение сына и утверждает, что "самое лучшее - это в охранники идти". Алёнка - дочь богатого бизнесмена и председателя элитного поселка "Боярские палаты" живёт в большом красивом доме в благополучной семье с мамой и папой, но в её душе тоже нет спокойствия. Она как будто потеряла доверие ко всему. Девочка мечтает спасать тюленят - бельков из "лагерей смерти", которых убивают, чтобы получить красивую шкурку. Она ощущает свою вину за поломанные деревья, нищих у церкви, голодных детей, бродячих собак. Её просто душит желание бежать ко всем на помощь. К тому же  она не находит взаимопонимания с родителями. "Я знаю, на что похожа наша семья, - подумала Алёнка, - на три зубные щётки в стакане. Снаружи - красиво. Синяя щётка -  "папа", красная щётка - "мама", жёлтая - "дочка". Но щётки не имеют к друг другу никакого отношения. Они никак не связаны между собой." (Ю. Кузнецова "Помощница ангела", с. 57). В поселке Алёна находит то место в мире, где она может оказать помощь. Втайне от родителей она знакомится с Лидией Матвеевной, пожилой больной женщиной с непростым характером.  Дальнейшие события в повести разворачиваются так, что каждому из троих друзей придется пройти своеобразные испытания на человеческую прочность. Как повлияют эти испытания на них, какие изменения произойдут с ребятами, какие вроде бы простые истины им предстоит понять - вам предстоит узнать, прочитав повесть.


 С книгой в одно мгновение вы можете перенестись из одной страны в другую, познакомиться с ребятами, казалось бы, на вас не похожими. После прочтения вдруг понять: мы  с ними одной крови, мы  одинаково видим мир, одинаково реагируем на какие-то жизненные обстоятельства.


            Автор следующих двух книг - знаменитая английская писательница Энн Файн. Герои первой книги "Мучные младенцы"(Файн Э. Мучные младенцы; Список прегрешений. М.: Самокат, 2011. - 262 с. - (Встречное движение)) - ученики обыкновенной английской средней школы, но необычного класса - коррекционного. Учитель объясняет об экспериментальном задании, которое должны выполнить буйные мальчишки-хулиганы (девочек в этом классе нет) и видит, что "кое-кто и вправду попытался взять себя в руки. Несколько ртов расстались с недогрызенными ручками. Один или два ученика, чей взгляд был прикован к руке дворника, подписывающей мусорные баки большими белыми цифрами, смогли оторваться от этого захватывающего дух зрелища. ….Но в целом обращение учителя произвело довольно жалкий эффект. Казалось, половина класса забыла свои мозги дома, а остальным и забывать было нечего." (Э. Файн "Мучные младенцы", с. 11). Задание  называется "Развитие ребенка". Мучные младенцы -  это мешки с  мукой весом в три килограмма, имитирующие младенцев реальных. Каждый мальчик берет на себя ответственность за младенца и в течение 18 дней в специальном дневнике описывает свои переживания и проблемы. А выбирают ребята его потому, что в конце ожидается "великий взрыв" - "весёленькое" зрелище, про которое подслушал из разговора учителя  главный герой книги: неуклюжий юный великан по имени Саймон Мартин. Вот как описал Саймон  свои переживания первого дня в дневнике: "По-моему, идея повсюду таскать за собой мучных младенцев совершенно дурацкая - они ведь даже не плачут, не просят есть и не пачкают подгузники. Правда мой младенец все равно порядком достал меня. Я считаю, что моя мама поступила по-настоящему подло, отказавшись посидеть с моей куклой каких-нибудь два часа, пока я играл в футбол. Вообще-то опыта у нее хоть отбавляй. Она провела со мной 122650 часов, если калькулятор Фостера не врет. А я, судя по  всему, часто плакал, много ел и гадил. Видимо поэтому мой отец  выдержал всего каких-то 1008 часов." (Э. Файн "Мучные младенцы", с. 64) Книга,  на первый взгляд лёгкая и смешная, тем не менее расскажет вам о нелёгких проблемах, которые приходится решать каждому человеку.   


Действие второй книги писательницы Энн Файн  "Пучеглазый" (Файн Э. Пучеглазый. М.: Самокат, 2011. 206 с.: ил. (Лучшая новая книжка))  происходит в школе в течение одного дня. Главная тема повести - семейные отношения. Спокойная и тихая Хелен (все её зовут тихоней) приходит в школу мрачнее тучи с заплаканными глазами и на расспросы одноклассниц ничего не отвечает. Она молчит даже при перекличке. И на вопрос учительницы, что с ней случилось, вылетает из класса, сильно хлопнув дверью. Учительница просит Китти посидеть с Хелен в раздевалке, пока та не успокоится.  Оказывается, что родители обеих девчонок развелись, и у мамы Хелен появился друг по прозвищу Жабьи-Ботинки. Китти, утешая Хелен, рассказывает ей свою историю взаимоотношений с приятелем её мамы по прозвищу Пучеглазый. Младшая сестра Китти его сразу приняла, а Китти объявила ему персональную войну.  Разве могут понравиться детям чужие, которые  входят в их дом, хозяйничают там, нарушают установленные порядки, отнимают, как им кажется, внимание и любовь мамы или папы? Может быть такое произошло в вашей семье или у ваших друзей? Надеемся, что эта книга подскажет и даже поможет в такой ситуации.


           Другие, чужие, непохожие на вас... Почему мы их не только не понимаем и не принимаем, но и унижаем, оскорбляем? В истоках инстинктивной агрессии к чужакам с точки зрения науки поможет вам разобраться уже упомянутая книга В. Дольника "Непослушное дитя биосферы". А как это происходит в реальной жизни?


             Об этом - две  повести скандинавских писателей А. Тор "Правда или последствия" (Тор А. Правда или последствия. - М.: Самокат, 2011. - 149 с. - (Встречное движение)) и Э. Эриксена "Осторожно, Питбуль-Терье!" (Эриксен Э. Осторожно, Питбуль-Терье!. - М.: Самокат, 2008. - 204 с.: ил. - (Лучшая новая книжка)) Даже выразительные обложки этих книг будто говорят: "Возьми и прочитай!" 


        Писатели затрагивают "вечные" для вас вопросы: как справиться с изменениями в характере, в собственном теле, как не стать предметом насмешек сверстников, как не совершить подлость по отношению к однокласснику, при этом не потеряв авторитет у остальных?


      О героине повести шведской писательницы А. Тор "Правда или последствия" Норе, мы узнаем из её собственного дневника, которому она доверяет все свои переживания.  Лучшая подружка Норы Сабина после летних каникул изменилась и  стала дружить с отличницей Фанни. Такое с девочками случается. Карин, нелепая девочка (по безжалостному мнению одноклассников) пытается заслужить доверие и подружиться с Норой. Одноклассники с неоправданной жестокостью относятся к Карин и начинают в буквальном смысле травить девочку, так что родителям приходится перевести её в другую школу. Каждая глава книги имеет собственное название, которое не только раскрывает повествование, но и отражает, как в зеркале, все метания и переживания Норы. Что выберет Нора: пойти на поводу у одноклассников или дружбу с Карин?...

      Представьте, что в ваш класс приходит новый ученик, огромный и толстый. "Когда наш учитель Бернт вошел в класс вместе с Питбулем-Терье, то он сам тащил парту, взятую в выпускном классе (а в Норвегии каждый ученик сидит за отдельной партой), а Питбуль-Терье нес от неё стул. ВОТ ОРЯСИНА. Со своего места я видел, что Бернт о чём-то спросил Питбуля. Тот повертел головой, оглядывая класс своими нехорошими глазами, и вдруг остановил взгляд на МНЕ. Мало того - он показал на меня ПАЛЬЦЕМ! После чего к моей парте приткнули эту здоровую. Вообще-то я никого не боюсь. Но если этот "кто-то" - амбал, огромный, как борец сумо, и только что на твоих глазах разделал под орех самого крутого парня в классе, то для тревоги появляются известные основания". (Э. Эриксен "Осторожно, Питббуль-Терье!, с. 16-17). Это начало книги норвежского писателя Э. Эриксена "Осторожно, Питбуль-Терье!" Повествование ведется от имени Джима, мальчика небольшого роста, и соседство с агрессивным и отталкивающим новичком его просто пугает, тем более тот решает, что Джим станет его лучшим другом. В этой книге такие же "говорящие" главы.  Действие повести разворачивается стремительно:  всего за несколько предрождественских дней, в течение которых главный герой изменит свое отношение ко многим вещам, которые раньше казались ему естественными. К тому же у мальчиков есть личные семейные драмы: психически больная мама у Джима и алкоголик-отец у Терье.  За этот короткий срок им  приходится повзрослеть и взять на свои детские плечи ответственность  за  родителей.   В жизни любого человека случаются разные неприятности. Болезни - худшие из них. Конечно, неплохо отдохнуть от школы и  поболеть дома, но больница - это куда серьёзнее.


              Новая повесть Ю. Кузнецовой "Выдуманный жучок" (Кузнецова Ю. Выдуманный жучок //Путеводная звезда. - 2014. - № 1. - С. 2-34) имеет подзаголовок:  рассказы о больничной жизни.  Читать её нелегко. Тринадцатилетняя Наташа больна с рождения: в её голову вставлен шунт, который помогает работе мозга. Девочка растёт, и ей приходится каждые три-четыре года ложится в нейрохирургическое отделение на повторную операцию. Благодаря шунту, она живет жизнью обычного подростка: ходит в школу, занимается спортом, и  одноклассники не догадываются о её болезни. Удивительно, что больные дети оказываются сильнее своих мам и пап, и они умудряются подбадривать не только друг друга, но и родителей. В больнице Наташа познакомилась с Аней, умеющей вязать  чудесные игрушки. У Ани рак, и каждые четыре недели её домом становится больница. Об основных событиях повести мы намеренно умолчим. Для чего девочки придумали несуществующего жучка, вам предстоит  узнать самим.   Автор повести считает, что  эта книга - не  о больнице, а о настоящей дружбе. И мы с ней согласны.


  Дружба, влюбленность, первая любовь - эти проблемы всегда волновали подростков.  Наше  повествование  о книгах было бы неполным, если бы мы не рассказали об этих чувствах. 

 

                             Во всех предыдущих произведениях вы найдёте строки об  этом.  А повесть со странным, на первый взгляд, названием - "Фото на развалинах" (Пономарева С. Фото на развалинах/ С. Пономарева, Н. Пономарев. М.: Российской Фонд Культуры: Грифон, 2009. 119 с.: ил. (Библиотека для подростка))  - это история о первой любви, совсем непохожая на  многочисленные романы для девочек с такими "зазывными" названиями, как: "Запретная любовь", "Любовь и обман". И прочесть её стоит и мальчикам, и девочкам. Мальчикам, чтобы побывать на месте главного героя, а девочкам, чтобы лучше понять душевные переживания  человека противоположного пола. Итак, Елисей Фёдоров фотографирует разрушенное и некрасивое - заброшенные здания и заводы, бездомных дворняг у мусорного бачка, сломанный фонарь. Как он сам выражается "кадры в стиле футуристической готики". Таково его восприятие действительности: серые люди, уродливый город. Вторая тема его фотографий - одноклассница Наташа Титова, в которую он влюблен, девочка, красивая как модель, и фотографии её, в отличие от пейзажных, всегда цветные. "Беда только в том, что Наташа не обращает на меня никакого внимания... Ни первого сентября, ни сейчас, в октябре, я для неё ничем от других одноклассников не отличался и не отличаюсь...", - размышляет Елисей. Однажды в школе появляется молодой преподаватель истории, умный и обаятельный, который неожиданно становится его воображаемым соперником. Ещё одна одноклассница - смешная и нелепая Алиска Зеленина, как говорит Елисей, "легкодоступная и слегка влюбленная в меня дурочка". Вот завязка этой  истории, которая захватывает с первых страниц и не отпускает до конца. Нашему герою повезло в том, что молодой учитель Виктор Валентинович  оказался его настоящим старшим другом и помог ему в трудной ситуации. "Просто не делай никому больно, и любовь придёт", - эти простые слова с большим смыслом, сказанные  Елисею учителем, могут стать жизненным девизом для любого человека.

 


      Итак, наш обзор   закончен. Надеемся, что предложенные вам книги не только понравятся и заинтересуют вас, но и заставят потрудиться вашу душу. Хотелось бы, чтобы книга стала вашим другом, "который всё поймёт, с которым не скучно и на которого можно положиться", -  как сказала детская писательница Тамара Михеева.

Если наш разговор заинтересовал вас,

рекомендуем обратиться

к другим книгам для  подростков:

 

· Веркин Э. Друг апрель: повесть. - Москва: Игра слов,  2011. - 318 с.: ил. - (Лауреаты II Международного конкурса имени Сергея Михалкова)

· Вильке Д. Грибной дождь для героя - Москва: Самокат, 2011. - 199 с.: ил. - (Лучшая новая книжка) 

· Воскобойников В. Всё будет в порядке. -  Москва: ОГИ , 2006. - 104 с.: ил. - (Дети ОГИ. Книжки на вырост)

· Габова Е. Не пускайте рыжую на озеро //Путеводная звезда. - 2011.- № 3. -  С.2-4.

· Дегтярёва И. Цветущий репейник: сборник рассказов. - Москва: Игра слов, 2011. - 270 с.: ил. - (Лауреаты II Международного конкурса имени Сергея Михалкова)

· Каретникова Е. Кто живет за стеной. - Москва: Аквилегия, 2013. - 223 с. - (Современная проза)

· Михеева Т. Когда мы остаёмся одни. - Москва.: Аквилегия-М, 2013. - 314 с. - (Современная проза)

· Михеева Т. Не предавай меня! - Москва: Аквилегия-М, 2012. -  191 с. - (Современная проза для юношества 14+)

 · Мурашова Е. Класс коррекции: повесть. -  Москва: Самокат, 2008. - 3-е изд. - 192 с. - (Встречное движение)

· Пеннак Д. Собака Пёс. - Москва: Самокат, 2009. - 176 с.: ил. - (Лучная новая книжка)

· Питцорно Б. Послушай моё сердце. - Москва: Самокат. 2011. - 365 с.: ил. - (Лучшая новая книжка)

· Сабитова Д. Где нет зимы. - Москва: Самокат. 2011. - 173, [2]. - (Встречное движение)

· Старк У. Пусть танцуют белые медведи. - Москва: Самовар. 2008. - 176 с.: ил. - (Лучшая новая книжка)

· Старк У. Чудаки и зануды. - Москва: Самокат. 2010. - 158 с.: ил. - (Лучшая новая книжка)