ВКонтакте

С КНИГАМИ

ЕКАТЕРИНЫ МУРАШОВОЙ


         В XXI веке на нашей Земле почти не осталось «белых пятен» (или неизученных мест). В век глобализации расстояние между континентами на самолете можно преодолеть за несколько часов. Вы не пытались задавать себе вопрос: А как ощущал  себя на планете Земля человек античного мира и средневековья? Попробуем совершить путешествие в далекое прошлое. А «машиной времени» у нас послужат книги. Три книги из серии «Исторический роман», написанные для вас Е.В. Мурашовой, -  «Афанасий Никитин», «Геродот», «Паскаль» - поведут нас в разные эпохи и страны.

         Екатерина Вадимовна Мурашова – автор различных книг: для детей и взрослых, художественных и познавательных. Её можно назвать человеком «бывалым», т.е. много повидавшим в жизни. Е.В. Мурашова родилась в Ленинграде в 1962 году. Она окончила  биологический факультет Ленинградского университета, а спустя десять лет психологический факультет того же ВУЗа. Работала мотальщицей на фабрике, рабочей по уходу за животными в цирке «шапито», на кафедре эмбриологии ЛГУ, научным сотрудником в институте экспериментальной медицины. С научными экспедициями и туристическими группами объездила весь Советский Союз. «Писать начала еще в школьные годы. Главным героем первой повести был кот по имени Дервиш», - рассказывает она в своей автобиографии.  В настоящее время Е.В. Мурашова – не только автор многих книг, но и семейный психолог в детской поликлинике Санкт-Петербурга. Мы смело можем назвать Е. Мурашову проводником и капитаном в нашем путешествии.


          Итак, путешествие первое – в античный мир вместе с книгой «Геродот».  А кто он такой? Что вы о нем  знаете? ГЕРОДОТ –  человек,  живший в V веке до новой эры, путешественник, географ, названный другим великим человеком Древнего мира Цицероном «отцом истории». Его труд назван «История»,  и рукописи, много раз переписанные, хранятся в библиотеках и музеях Рима, Флоренции, Милана, Мадрида. Геродот родился «на побережье Малой Азии, в одном из древнейших поселений греков-дорийцев, основанных ими в XI в. до н.э. Сейчас на этом месте расположен турецкий город Бодрум. Семья Геродота принадлежала к числу знатных граждан города. Его дядя Паниасид был известным поэтом и предсказателем»*.  Таким же подростком, как вы, Геродот любил ходить в порт, куда прибывали с товаром корабли из разных мест, и беседовать с  моряками. А как в Древнем мире распространялись сведения о других странах? Порой его близкие друзья не понимали этого любопытства Геродота. «Я хочу понять: почему сначала одни народы покоряют другие, а потом все меняется? Почему происходят войны? Почему некоторые люди строят пирамиды и поклоняются зверям, как египтяне, а другие воздвигают своим богам храмы с колоннами?

 Почему эллины (древние греки) живут в городах, а варвары-кочевники не имеют постоянных жилищ? Ты задаешь странные вопросы, Геродот! – удивился  (его друг) Клид.- Почему варвары живут диким образом? Да потому, что они – варвары, вот и весь ответ! Варварами греки называли любого иностранца, который не говорил по-гречески. Слово произошло от «вар-вар-вар» - странного шума, который, как казалось грекам, производят все иностранцы».

  Представления древних греков о нашей планете были, конечно же, не такими, как у современного человека, и карта мира была совсем другой. (Показать карту мира по Геродоту). Символами отдаленности были  Африка, Индия, и существовала еще загадочная  Скифия. А каких только чудес не рассказывали об этих странах и людях, в них живущих. «Загадочный народ невры (по данным современных ученых, это были наши предки-праславяне) каждую зиму надевают волчьи шкуры и превращаются в волков. А рыжеволосые будины, живущие к северу от савроматов,  едят шишки. Еще дальше к северу обитают одноглазые люди и  грифы, стерегущие золото».

         Жажда познания повлекла юношу Геродота в странствия. Пришлось ему расстаться и с любимой девушкой Гелитой. «Ты думаешь, мне легко теперь покинуть родной город, Гелиту? Но иначе я не сумею выполнить ту задачу, которую поставил для себя.

              Если мы действительно лучшие, то должны воспользоваться своей свободой и образованием», -  говорил Геродот друзьям. Он так и не завел семьи, оставшись одиноким до конца своих дней. Но разве была бы нам так интересна личная жизнь человека Древнего мира, если бы он не был Геродотом? Геродот путешествовал по разным странам: Персии (Иран), Вавилонии (Ирак), Египту (Африка),  Византии (Турция), Фракии ((Болгария. Греция, Турция), посетил Македонию (северная часть Греции), Скифию (южные окраины нашей страны).  Как путешествовал Геродот при отсутствии современных средств передвижения? (По рекам и морю на кораблях и пешком). Сведения Геродота о юге нашей страны, где находилась древняя Скифия, о праславянских племенах являются одним из немногих более или менее достоверных источников, из которых мы можем узнать что-то об обычаях и образе жизни наших далеких предков. Побывав в Скифии, Геродот написал о реках Танаис (Дон) и Борисфен (Днепр). В низовьях Дона он увидел дремучие леса. Долгое время это считалось недоразумением и ошибкой. Подумайте, к какой географической зоне относятся южные окраины России? (Степи). Только в ХХ веке ученые доказали, что на нынешних степных районах прежде росли леса, уничтоженные в результате человеческой деятельности.

             А знаете ли вы, что о сахаре (продукте питания) впервые упомянул в своих трудах  именно Геродот, представляя его как мед, сделанный руками человека.

        Из трудов Геродота мы также  узнаем, например, как изобретательны были древние в устройстве судов, которые плавали по реке Евфрат. «Корпус для судов, имевших круглую форму, изготовляли из ивовых веток в верховьях реки, а затем обтягивали кожаным чехлом и набивали соломой для обёртки товара. На судне находился осёл. К судам пристраивали два весла, которые заменяли рули. Веслами стоя управляли двое людей.  Наполнив товарами, спускали вниз по течению. Распродав товар и сбыв остов судна, кожаную оболочку складывали и на ослах опять отвозили к верховьям реки. Такие суда были очень выгодны, так как из-за сильного течения Евфрата лодки не могли плыть вверх по реке».

         Книга-путешествие Е. Мурашовой познакомит вас еще со многими интереснейшими фактами из жизни и странствий Геродота. Его труд «История» -  энциклопедия  знаний древнего грека середины 5 века до н.э.  Высказывание Геродота: «Людям, решившимся действовать, обыкновенно сопутствует удача; напротив, редко удается что-либо людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят», - стало девизом всей его жизни.

 

                    Перенесемся на 2000 лет вперед:  из Древней Греции в средневековую Русь XV века вместе с книгой Е.Мурашовой «Афанасий Никитин» - это наше второе путешествие. Герой этой книги – не аристократ, он принадлежал к другому сословию: купеческому. В истории АФАНАСИЙ НИКИТИН остался благодаря своему труду «Хождение за три моря». Обстоятельства, побудившие тверского купца Афанасия Никитина отправиться в столь далекое и опасное путешествие, были (в отличие от Геродота) весьма прозаическими,  бытовыми, хотя и трагическими для него. В результате большого пожара, случившегося в Твери летом 1465 года (а деревянные города на Руси горели часто), сгорел дом Афанасия, в котором он жил с женой и детьми. Необходимо было строить новый дом, для постройки которого нужны большие деньги. Вот и решил Никитин отправиться с товаром в Ширван (ныне Прикаспийское Закавказье). Он взял в кредит товар, накупил мехов, которые назывались тогда на Руси «мягкой рухлядью», которые очень ценились на Востоке. На двух судах тверские купцы отправились вниз по Волге. В одиночку по дальним странам не ездили, так как это было опасно: разбойников и желающих поживиться чужим товаром, как и во все времена, было немало. А теперь заглянем в Тверь, в те времена, когда Афанасий Никитин был мальчишкой, единственным сыном Никиты Босого. Отец выбился в купцы из «походячих» торговцев, которые имели немного товара и всегда носили его с собой (вроде коробейников). Была у маленького Афанасия мечта: пойти на «отъезжий торг».  «В 13 лет, глядя в пол и обмирая до мороза внутри, сказал батюшке: - Вырасту, пойду на отъезжий торг. Пусть в лавке приказчики торгуют, штаны протирают. А я хочу мир поглядеть, страны дальние…»  За такие мечты он был крепко выпорот отцом. Ведь отец прекрасно понимал опасность и ненадежность такого предприятия. Вспомните известную сказку С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Итак, Афанасий отцовскую порку вынес, не крикнув, поучения батюшки выслушал, однако остался при своем мнении.

        Из всего сказанного можно сделать вывод, что юный Афанасий (так же, как и Геродот) имели огромную тягу к познанию мира, хотя их разделяли века, страны, социальное положение. При рассмотрении биографий наших героев выявляется еще один любопытный факт: дороги, по которым путешествовали Геродот и Никитин, порой совпадают. Три моря Афанасия Никитина – это Каспийское, Черное, Аравийское море (часть Индийского океана).

(Показать карту путешествий А. Никитина) Это страна Персия (Иран), Эфиопия (Сомали). Да и путешествовали они одним и тем же транспортом, выражаясь современным языком: на морских и речных судах, а Афанасий еще и на коне, которого он приобрел в Персии.

         Итак, Афанасий Никитин вместе с несколькими товарищами-купцами отправляется в Ширван (северный Азербайджан) торговать. Они двинулись вниз по Волге к Каспийскому морю, но вблизи от Астрахани путников поджидала беда: их ограбили татары и четверых купцов захватили в плен.  Положение  Афанасия было незавидным: ведь он поехал торговать на деньги, взятые в долг. Дома у такого неудачника не только продадут все имущество за долги, но и самого посадят в тюрьму – долговую яму.  Наконец, после долгих странствий, оказался Никитин в Индии. Вот его впечатления о далекой стране: «И тут есть Индийская страна, и люди ходят все наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены».  Первым городом на пути следования был Камбей. Он не только наблюдает за жизнью горожан, но даже записывает дважды в тетрадь сведения о производстве знаменитой синей растительной краски индиго. Еще много чудесного и удивительного увидел Афанасий Никитин в далекой Индии: и выезд султана на охоту, и праздник, посвященный богу Шиве, и священных коров, и факиров, и забавных обезьян. А местные жители с любопытством смотрели на светловолосого, светлобородого и голубоглазого человека. Случилась с Афанасием в «Индийской стране» и история, которая потребовала от него личного мужества. Вы помните, что он приехал в Индию на красивом и дорогом жеребце, которого хотел продать. Богатый и влиятельный Асад-хан отнял коня, выяснив, что Никитин не мусульманин, а русский христианин. Хан позвал Афанасия к себе и пообещал вернуть жеребца и дать тысячу золотых, если тот перейдет в мусульманскую веру. За отказ пригрозил посадить ослушника в тюрьму. Принятие ислама – простой обряд, и Никитин хорошо это знал. Многие европейцы не колебались бы  на месте Афанасия. Но для него предать веру отцов было равносильно измене Родине. Асад-хан дал Афанасию на размышление всего четыре дня, и только помощь Махмета, друга-мусульманина, помогла ему избежать тюрьмы. Он отправился к хану и попросил за Никитина, ему сохранили свободу и  даже вернули коня. «Чудо Господне на Спасов день!» - записывает Никитин» об этом событии. Необходимо сказать, что люди средневековья были очень религиозны, вера в Божий промысел была у них безгранична. Церковь в средние века была духовным учителем, воспитателем людей, а монастыри средоточием знаний, культуры. Не сразу решился Афанасий вести записи о своем путешествии. На обратном пути  в Каффе (Генуэзская колония в Крыму, ныне город Феодосия), он познакомился и побывал в гостях у высокопоставленного чиновника, который предложил Афанасию описать все увиденное: «Так запиши же обо всем, что видел. Это будет документ бесценный. Что мы об Индии знаем? Байки одни да сказки дикие. Это здесь, в просвещенной  Каффе. А на родине твоей?»

         Долго длилось путешествие Афанасия Никитина, его можно назвать отрезком жизни длинною в шесть лет. Всей душой он стремился домой, на Русь. Но случилось так, что на обратном пути он заболел лихорадкой и не закончил своих записей. До Твери, своего родного города он не дошел двухсот  километров (в наше время это расстояние можно преодолеть за 2-3 часа на машине). Мы не знаем дальнейшей судьбы Афанасия Никитина, не знаем, когда он умер. Мы можем только предположить, что он выздоровел, вернулся в Тверь к жене и детям и жил до старости. Свои записи Никитин передал русским купцам, которые доставили их в Москву и вручили великокняжескому дьяку, а тот, в свою очередь, передал их летописцу. Так мы узнали о великом путешествии русского купца. С тех пор прошло более пятисот  лет. За это время записки Афанасия Никитина много раз переписывались, а потом и переиздавались. Знаменитый историк Н.М. Карамзин, который обнаружил в летописях глубоко поразившие его записки Никитина, писал: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России». В наше время об Афанасии Никитине написано немало книг, есть интересный художественный фильм, снятый в советское время. «В Твери, на берегу Волги, там, откуда полтысячи лет назад начал свое путешествие Никитин, стоит памятник этому замечательному русскому человеку, созданный скульпторами С.М.Орловым и А.П. Заваловым. Смотрит Афанасий на родные просторы и улыбается чуть заметной улыбкой. Все-таки он вернулся домой!»

      Наше третье путешествие иного характера – вглубь человеческой личности, личности гениальной. В этом нам поможет книга Е. Мурашовой «Паскаль», которая посвящена человеку разносторонних дарований: математику, физику, философу, изобретателю, писателю,  религиозному мыслителю БЛЕЗУ ПАСКАЛЮ, который жил во Франции в XVII веке. Его семья принадлежала к судейскому дворянству, отец Этьен Паскаль  был  богатым человеком, одним из 40 наиболее состоятельных жителей города Клермонта-Ферране. Но не только богатством славился Этьен Паскаль, он был способным ученым, оставившим свой след в истории математики. Его сыну, маленькому Блезу было всего два с половиной года, когда его мать умерла. Отец  решил больше не жениться и посвятить себя воспитанию троих детей: а у Блеза было еще две сестры – младшая Жаклина и старшая Жильберта, которые в дальнейшем сыграют большую роль в жизни брата. Когда Блезу было пять лет, семья переехала в столицу. Париж, по мнению отца,  был более подходящим местом для продолжения образования детей и собственных занятий любимой математикой.

       В детстве Блез был удивительным ребенком. Как-то десятилетний мальчик, ударяя ножом по тарелке, задался вопросом: почему тарелка звенит? Весь день «до самого вечера все домашние то и дело натыкались на маленького Блеза в самых неожиданных местах – в кладовке, в коридоре, в кабинете отца, в бельевой, на чердаке. С сосредоточенным видом мальчик ходил, вооружившись огромным ножом, и стучал по всем предметам подряд, прислушиваясь к разным производимым звукам или фиксируя их исчезновение от прикосновения рукой». Потом несколько дней Блез не мучил никого своими вопросами.  Он сидел в своей комнате и что-то писал, бормоча себе под нос.  А через неделю принес     «Трактат о звуках», в котором он описал природу звука. Парижские ученые того времени нашли трактат «весьма обоснованным». А некоторые его положения сохранили свою актуальность и в наше время. Блез от природы был слаб здоровьем, имел хрупкое телосложение. Врачи советовали ему больше играть и проводить время на свежем воздухе, а он много занимался и не играл с другими детьми. Даже старшая сестра Жильберта считала брата необыкновенным ребенком и порой боялась его.   Вот таким был наш герой в детстве. Прочитав книгу, вы узнаете, почему Блез углем разрисовал стены и пол в своей комнате, как в свои 13 лет  стал равным среди ученых. Как вы думаете: каким образом в XVII веке ученые обменивались знаниями? Сегодня, в век Интернета, обмен информацией между учеными разных стран не представляет особой трудности. В XVII веке во многих городах и странах Европы существовали кружки ученых-единомышленников. Вот в такой кружок отец и привел Блеза. В дальнейшей жизни Паскаля было много изобретений, увлечений и событий.  «Познаем самих себя: пусть при этом мы не постигнем истины, зато наведем порядок в своей собственной жизни, а это для нас самое насущное дело».

 Это мудрое высказывание Паскаля может служить руководством для любого человека: путешествуй вглубь себя, узнавай, каков ты, на что  способен – тогда сможешь правильно выбрать жизненные цели и пути их достижения.  Видя, как много времени приходится отдавать отцу однообразным рутинным подсчетам, Блез мечтал о механизации счета.  Пять лет своей короткой жизни  ученый отдал изобретению счетной машины, которая стала прообразом современного компьютера. Назовите языки программирования. (Один из них - «паскаль» назван в честь ученого).  Блезом Паскалем написано немало математических трактатов, что совершенно естественно для ученого такого уровня. А еще Паскаль—автор небольшого, но удивительного по силе документа: «Рассуждение о любовной страсти», адресат его нам неизвестен. Однажды, познакомившись с одним  знатным господином, увлеченным азартными играми, Блез занялся исчислением вероятностей выигрыша. С этого началась новая научная дисциплина – теория вероятностей, которую Паскаль называл «математикой случая».

         Что такое тачка, знают все (не разговорный молодежный сленг, где «тачка» - машина, а хозяйственное приспособление). Вы удивлены? Вы полагали, что тачка была всегда, едва ли не в Древнем Египте? Ничего подобного. Только в XVII веке ее изобрел Блез Паскаль. В конце жизни (а умер Паскаль очень рано, когда ему было всего 39 лет) все свои деньги он отдает на нужды бедняков. Желая облегчить их участь, он организовал в Париже движение «карет по пять су», положившее начало общественному транспорту. Он поселил у себя в квартире семью бедняков с пятью детьми, перебравшись впоследствии к старшей сестре. Вдумайтесь в слова Паскаля,  которые актуальны на все времена: «Величие человека в том, что он сумел даже из страстей вывести удивительный порядок и создать образ и подобие милосердия». За столь короткий срок, отпущенный ему на Земле, Паскаль успел фантастически много: он буквально рассыпал вокруг себя гениальные идеи, многие из которых существенно опередили его время. Вот мы и закончили путешествие в мир удивительного человека по имени Блез Паскаль, которого можно назвать «ярко горящим факелом». Вот уже более 300 лет люди помнят о нем и находят в его научном и духовном наследии все новые и новые грани, помогающие им понять самих себя.

          Из всего сказанного вы сможете сделать вывод, что история – это диалог с прошлым, диалог с людьми, которые умели задавать себе вопросы и отвечать на них. Они жили, любили, страдали, познавали мир и передавали свои знания нам – своим далеким  потомкам.