книги для подростков

о детях Великой Отечественной войны

АВТОР, СОСТАВИТЕЛЬ ТЕКСТА:

библиотекарь,  детской библиотеки - филиала №10

Лунева Т.Н.

           Бабушка рассказала внуку о войне. Внук спросил её:  «Почему ты мне об этом говоришь?» В самом деле, нужно ли рассказывать о войне? Да, нужно, даже если для многих из вас она остается такой же далекой страницей истории, как  Куликовская битва или война с Наполеоном. Да, вы - другие:     поколение Интернета, компьютеров и мобильных телефонов,    Generation Z, те, которые видели войну в обзорах теленовостей, «проходили» на уроках истории, может быть, читали о ней в книгах или что-то слышали из рассказов уходящего поколения ветеранов. Необходимо, чтобы вы знали и помнили о том, что живете в стране, победившей фашизм, чтобы не  превратились в манкуртов, не помнящих родства.*) Великая Отечественная… Эти  слова означают то, что народ Советского Союза (так называлась наша страна раньше) защищал свою Родину, свое Отечество, свою семью от напавшего на него врага. Такая война всегда будет победной, сколько бы она не продолжалась, сколько бы людской крови не пролилось.

      О Великой Отечественной войне 1941-1945 годов написаны тысячи самых разных книг – научных и художественных, рассказов, сказок и стихов для взрослых и для детей. Мы познакомим вас с маленькой частичкой этого наследия: с несколькими книгами, написанными современными авторами за последние десять лет. Они созданы писателями разного возраста и разных стран, но написаны так, как будто сам становишься  участником событий, и все ощущения героев проходят через душу.    

_________________________________________________________ 

*) Манкурт – человек, потерявший связь со своими корнями, забывший о своем родстве (Роман Ч. Айтматова «И дольше века длится день)                                  

        Первая книга, о которой мы вам расскажем, документальная. Её автор - белорусская  писательница Светлана Алексиевич, а название -  «Последние свидетели» (Алексиевич С. Последние свидетели: Соло для детского голоса. -  Москва: Время, 2008. – 204 с. – (Голоса утопии)). В ней собраны более ста рассказов-воспоминаний людей из Белоруссии  (бывшей союзной республики), которые во время войны были детьми и подростками от 4 до 15 лет. Сто с лишним свидетельств ужаса, боли, страха, горечи, недетского страдания… Предупреждаем: это – нелегкое чтение. Это -  воспоминания, о которых трудно рассказывать,  хочется, но невозможно забыть,  воспоминания, которые жгут душу, заставляют ее болеть.

      Война поменяла героям цвет и краски жизни. Эти ощущения если не высказаны, то присутствуют в рассказе каждого человека. Довоенный мир для них был ярким, красивым, радостным, а война, которая стала их детством, вспоминается в серых и черных красках. Черное  небо, черные танки, черные формы немецких солдат, черные выжженные деревни, грохот, взрывы, горящие города. Нечеловеческие зверства фашистов: казни родителей на глазах у детей за связь с партизанами, овчарки, натасканные на убийства людей, гетто, куда сгоняли евреев, лагеря уничтожения, немецкие врачи, бравшие кровь у детей для солдат Вермахта и всюду смерть, смерть, смерть… Война – это и постоянная мечта наесться, голод, когда ели траву, ремни, варили студень из столярного клея.   

         Война – это и постоянная тоска по папе, воюющему где-то далеко, и   непосильная, недетская работа, и разлука с братьями и сестрами, и жизнь в детском доме, и жажда любви и тепла.  Но дух человеческий не сдавался. Вспоминает Инна Левкович: «Но в оккупации мы отмечали майские праздники. Наши праздники!     Наши! Обязательно пели песни, у нас вся семья певучая. Пусть это была картошка в мундирах, иногда один кусочек сахара на всех, но в этот день старались что-то чуточку лучше приготовить, пусть назавтра останемся голодными, но праздники мы все отмечали. Шепотом пели мамину любимую песню: «Утро красит    нежным светом стены древние Кремля…» Это обязательно…»

      Но даже в этих нечеловеческих условиях дети продолжали учиться. Учились с одним учебником на весь класс, писали на  обрывках газетной бумаги, не раздеваясь в холодных классах. Учились даже в партизанских отрядах. Вот еще одно воспоминание Феди Трутько:  «Кругом война, а мы учились. Школу нашу называли «зеленой школой» Не было парт. Классов. Учебников. Были только ученики и учителя. На всех был один букварь. Один учебник истории, один задачник по арифметике и один учебник грамматики. Без бумаги, мела, чернил и карандашей. Расчистили поляну. Посыпали песком. И это была наша «школьная доска». На ней писали тонкими прутиками. Вместо тетрадок партизаны   приносили нам немецкие листовки, старые обои и газеты. Даже школьный звонок где-то добыли. Ему радовались больше всего. Разве это настоящая школа. Если не звенит звонок? Были у нас красные галстуки.

 - Во-озд-ух! – кричит дежурный.

      Поляна пустеет.

      А после бомбежки урок продолжается. Первоклассники выводят прутиками на песке:

      - Ма-ма мы-ла ра-му…

      Из веточек и чурочек сделали большие стоячие счеты. Из дерева вырезали несколько комплектов азбуки. У нас даже были уроки физкультуры. Оборудовали спортивную площадку с перекладиной, беговой дорожкой, шестом и кругами для метания гранат. Гранаты я метал дальше всех».

        А когда пришла победа, война еще долго-долго не отпускала души и сердца, которые, претерпев нечеловеческие страдания, не очерствели, не потеряли способности сопереживать и сострадать. Первый урок любви один из героев книги получил от матери. Вот как об этом рассказал Володя Барсук:  «Кончилась война…  Запомнил, как мы с мамой шли по улице, она несла картошку, ей дали немного на заводе, где она работала. Из строительных  развалин подходит к нам пленный немец:

      - Муттер. Битте картофель…

      Мама говорит:

      - Я тебе не дам. Может ты убил моего сына?

      Немец опешил и молчит. Мама отошла… Потом вернулась, достала несколько картофелин и дает ему:

       - На. Ешь…

       Теперь  опешил я… Как? Зимой мы несколько раз катались на замерзших немецких трупах, их еще долго находили за городом. Катались. Как на саночках… Могли пнуть мертвых ногой… Прыгали по ним… Мы продолжали их ненавидеть.

      А мама учила меня любви».

      Книга "Когда я был маленьким, у нас была война"  не издана в бумажном варианте, но доступна для прочтения в интернете. Её автор - удивительный человек  Станислав Михайлович  Олефир.  Родился на Украине, ребенком пережил немецкую оккупацию, с детства работал. Очень много путешествовал по России и сам себя называет "бродягой". По профессии - учитель, ставший впоследствии писателем. В настоящее время живет в г. Приозерске Ленин - градской области. Все его книги в основном  посвящены природе и жизни  Крайнего Севера. А книга "Когда я был маленьким, у нас была война" - победитель конкурса "Добрая лира" 2007 года. Само название этой удивительной книги «говорящее». Повествование очень простое и  ведется от имени маленького мальчишки из села на Украине, которому в начале жизни довелось столкнуться с войной. О войне он рассказывает уж очень обыденно, не пытаясь внушить боль или негодование. И от этого его воспоминания  становятся более пронзительными и страшными. Небольшие главы, каждая со своим названием, раскрывают  перед  читателем  и  светлые  картины  довоенной жизни, и разные эпизоды войны, и послевоенную нелегкую жизнь так образно, что кажется, вы знакомы с героем и его друзьями лично. Прочитав  любую из глав, вы просто не сможете оторваться от книги. Вот, например, глава «Окурки»:

"Кроме вокзала, мы собирали окурки возле кинотеатра, пивной, на Хитром рынке и просто вдоль дороги. Если повезет, за один заход можно насобирать карман окурков. А это больше, чем стакан табака! Мы прятались в разбомбленной немцами больнице, доставали из под кирпичей стакан и принимались добывать из окурков табак. Когда набиралось с горкой, бежали на базар и меняли на хлеб. За стакан табака нам полагалось четыреста грамм хлеба.  Не отщипнув даже маленькой крошки, несли домой и отдавали маме, а она делила всей семье поровну. Однажды мы с братом услышали, как женщина плакала и ругала мужа за то, что украл дома хлеб и променял на табак. У нее двое маленьких детей, теперь она не знает, чем их кормить? Еще она желала, чтобы у тех, кто съел этот хлеб, он застрял в горле.  Не знаю, выменял этот мужчина табак у нас или других мальчишек, но с тех пор мы больше окурки на хлеб не меняли. Продавали за деньги - сколько угодно, но, чтобы за хлеб, - ни в коем случае!

      И еще. Ни я, ни Эдик никогда не курили. Даже не пробовали".

      "Облачный полк" - так называется книга Эдуарда Веркина – автора рассказов и повестей для детей и подростков,  лауреата премий «Заветная Мечта», конкурса им. С. Михалкова, конкурса «Книгуру» (Веркин Э. Облачный полк: повесть. – Москва: Компас Гид, 2012. – 296 с.). Это – художественное произведение, но прообразом главного героя стал реальный человек Леонид Голиков, 16-летний подросток-партизан, Герой Советского Союза. В партизанском отряде он опекает мальчишку помладше по имени Дима. От имени Димы, в наше время ставшего прадедушкой, имеющего любознательного правнука Вовку - вашего ровесника и ведется повествование. Вовка спрашивает прадеда: "А на что же похожа война. По ощущениям?" "Война похожа на болезнь", - отвечает старый человек. И в его памяти разворачивается картина нелегких воспоминаний, когда он, потеряв семью во время бомбежки родного города, попадает в партизанский отряд. Там он знакомится с Санычем, как уважительно называют Леонида, который в свои 16 лет умеет  все: метко стрелять, бить фашистов, терпеть голод и холод в лесу, мастерски ловить рыбу, очень интересно рассказывать  разные истории, обменивать у немцев продукты питание на оружие (и такое бывало в партизанских отрядах) и много чего другого.

 Книга написана так ярко и выразительно, что читая её, вы вместе с Санычем, Димкой и другими героями словно живете в землянке, ходите в разведку, ночуя в лесу, встречаетесь с чем-то загадочным и мистическим, попадаете к странному художнику, который  написал удивительный портрет Саныча,  подрываете немецкий эшелон, убиваете первого фашиста, мечтаете о прекрасном времени, когда не будет войны... "Облачный полк" необходимо читать каждому, кто читает по-русски", - так сказал об этой книге журналист и писатель Шамиль Идиатуллин, и мы присоединяемся к его мнению. Добавим, что на Всероссийском конкурсе на лучшее произведение для детей и юношества "Книгуру" в 2012  году подростки отдали ей первое место.

      Книга ирландского писателя Джона Бойна "Мальчик в полосатой пижаме" написана в 2006 году и издана более, чем на 50 языках (Бойн  Дж. Мальчик в полосатой пижаме: роман.  - Москва: Фантом-Пресс,  2010. -  288с.). В 2008 году по ней был снят фильм. В одном из отзывов о книге было сказано: "Удивительная вещь, такая простая и такая лёгкая, она буквально разрывает душу". Действительно, начинается она обычно, даже обыденно: семья девятилетнего мальчика Бруно переезжает на новое место жительства, связанное с новой работой главы семейства. Необычно лишь то, что события в романе происходят во время Второй мировой войны в фашистской Германии. Бруно - главный герой романа не очень-то и понимает, чем занимается его папа. Когда мальчика спрашивают о работе отца, "единственное, что он мог сказать, (со слов взрослых) это то, что его отец далеко пойдет, и у Фурора на его счет большие планы".  Бруно не хочется расставаться со своими друзьями и любимым домом в Берлине, но он слушает своего папу, да и мама говорит, что у папы "очень серьезная работа, для выполнения которой требуется особый человек". Мальчику непонятны споры бабушки и отца по поводу нового назначения.

     Ведь это мы понимаем, что отец назначен комендантом  концлагеря, фабрики  уничтожения людей. Бруно и его сестре Гретель территория за колючей проволокой,  где нет зелени и стоят убогие дома,  кажется чем-то похожим на деревню с какими-то странными обитателями, одетыми в полосатые пижамы. Когда он спрашивает у отца, что это за люди, то тот отвечает так: "Эти люди... Видишь ли, Бруно, они и не люди вовсе." Мальчик не может понять, почему Павел (врач по профессии), оказавший ему первую помощь, когда он упал с качелей, прислуживает у них в доме. Он начинает размышлять об окружающем. "Странно, почему я никогда не задумывался об этих людях", - удивляется Бруно. "А еще страннее вот что: военные постоянно ходят туда - и отец наведывается за ограду чуть ли не каждый день, но никого оттуда к нам в дом не приглашают". У Бруно созревает решение отправиться в путешествие вдоль ограды за колючей проволокой, хотя такие прогулки были строго запрещены родителями. За оградой он встречает еврейского мальчика по имени Шмуэль. "Он был поменьше Бруно и выглядел каким-то потерянным. Одет он был в такую же полосатую пижаму, как и остальные люди за оградой, и  матерчатую полосатую шапочку. Ни ботинок, ни носков на нем не было, из-под штанов торчали довольно грязные ноги. А на рукаве он носил повязку со звездой. Кожа была серого цвета, но такого оттенка серого Бруно еще никогда не видел. Когда мальчик посмотрел на Бруно, тому почудилось, что на лице незнакомца ничего больше и нет, кроме огромных грустных глаз". Как ни странно, мальчики из разных миров подружились, и однажды у  Бруно созрел план: проникнуть в параллельный мир за колючей проволокой и самому узнать, как живут там люди. Как закончилось это путешествие, вы узнаете, прочитав эту книгу. В самом конце романа автор  говорит, обращаясь напрямую  к нам, сегодняшним читателям: "Все это случилось очень  давно и никогда больше не повторится. Не в наши дни и не в нашем веке".

                      Книгу c красивым названием "Старая немецкая сказка, или игра в войну" написал  Альберт Иванов, автор  многих детских книг и сценариев к кинофильмам. (Иванов А.А. Старая немецкая сказка, или  игра в войну. : Повести и рассказ. - Москва: Астрель: АСТ, 2007. - 189,[3] с.: ил. - (Внеклассное чтение)). Он родился в 1938 году прошлого века, и раннее его детство пришлось на военные годы. Но рассказывает он нам впервые в детской литературе  о послевоенной Германии, где он вместе с  семьей провел два года в "зоне советской оккупации".*)

      Герой повести - десятилетний мальчишка попадает в маленький немецкий городок, который  война обошла стороной. После разрушенной и голодной  России он попадает  в сказку братьев Гримм.  Городок "...был настолько чудесен, что до сих пор, более полувека, снится мне ночью. В нем было все, что полагается сказочно прекрасному старому городу: и полуразрушенная от времени крепость, и причудливый замок, и старинные дома, и брусчатые узкие улочки, и башни трех городских ворот, и чистая река шириной в негромкий крик, и древние пивные, и даже внушительный кинотеатр с большими рекламными витринами. И везде чистота. Чистейшие улицы, и чистейшие окна." Но в этом прекрасном  городке русские и немецкие мальчишки начинают самую настоящую войну, как они говорят "до первой крови". Мы - победители, и всех немцев надо убить - так считают русские мальчишки. Каков итог этой войны - вам предстоит узнать самим. Книга без назиданий и нравоучений  покажет, как  сохранять человеческое достоинство в самых трудных обстоятельствах, как научиться сохранять великодушие к поверженному врагу. Став взрослым,  герой повести вспоминает: "Я позже понял, что можно бить кого-то, даже сильно бить, но унижать никого нельзя, просто  недостойно".

________________________________________________________

*) Часть территории Германии, которая в соответствии с решениями Ялтинской конференции после Второй мировой войны отошла в сферу влияния СССР. Управление на этой территории осуществлялось советской военной администрацией.

  Наше повествование закончено. У нас в библиотеке вы найдете и другие книги о детях Великой Отечественной войны.  Предлагаем вам список этих книг:

1. Бехтерев Л.Н. Когда мужает юность [Текст]: повесть / Худож. В.П. Панов. - Москва: Советская Россия, 1971. - 159 с.: ил. - (Россия - это мы).

2. Дети военной поры [Текст]/ Сост. Э. Максимова; / Худож. В.А. Иванов - 2-е изд., доп. - Москва: Политиздат, 1988. - 320 с.: ил.

3. Жариков А.Д.  Юногвардейцы [Текст]: повести /Худож. Л.В. Гритчин. - Москва: Воениздат, 1973. - 256 с.: ил. - (О Родине, о подвигах, о чести).

4. Миксон И.Л. Жила-была [Текст]: историческое повествование / Худож. А. Траугот. -  Ленинград: Детская литература, 1991. -  224 с.: ил., [16] л. фотоил.

5. Надеждина Н.А. Партизанка Лара [Текст]: повесть / Худож. О. Коровин. -  Любое изд.

6. О подвигах, о доблести, о славе [Текст]: [сборник рассказов и очерков] / Сост. Г.Н. Яновский; Худож. В. Терещенко. - Москва: Детская литература, 1985. - 318 с.: фотоил.

7. Печерская А.Н. Дети - герои Великой Отечественной войны [Текст] / Худож. В. Юдин. -  Москва: Дрофа-Плюс,  2009. - 64. с.: ил - (Наше Отечество).

8. Пионеры-герои [Текст]: рассказы о пионерах-героях Советского союза / Худож. В. Юдин. - Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1986. - 64 с.: ил.

9. Рассказы о юных героях [Текст]: 65-летию Победы посвящается. -  Москва: ОНИКС,  2010. -  192 с. ил. -  (Библиотека российского школьника).

 10. Стояли со взрослыми рядом [Текст]: сборник документальных очерков / Сост. А.М. Осипова, О.Н. Тюлева.  - Ленинград: Лениздат, 1985. - 208 с.: ил., [8] л. фотоил.

11. Сухачев М. П. Дети блокады [Текст]: повесть / Худож. Г. Алимов. Москва: Детская литература, 1989. -  176 с: ил.

12. Шевелев М.П. Пристань нашего детства [Текст]: повести / Худож. Л. Хайлов. -  Москва: Молодая гвардия, 1989. - 175 с.: ил. - (Юные герои).

13. Бондаренко А.Ю. "Идет война народная, Священная война" [Текст]: Золотые Звезды пионеров / А. Бондаренко // Юные герои Отечества / А.Ю. Бондаренко. -  Москва,  2011. - С. 128-299