«Каковы книги, какие мы читаем, таковы и наши мысли, а каковы наши мысли, таковы и дела» В. Вахтерев
Программа «НАСЛЕДИЕ» — это:
- ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ СЕМЬИ
- ИСТОРИЯ И КРАЕВЕДЕНИЕ
- УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БАГАЖ ЗНАНИЙ
- КУЛЬТУРА И НРАВСТВЕННОСТЬ
- ЛИТЕРАТУРНОЕ СЛОВО И ТВОРЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ от 6 до 16 лет
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
3000 детей Кировского района г. Ярославля
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ежегодно свыше 500 мероприятий различных форм для детей дошкольного, младшего и среднего возраста
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1 ступень – дошкольники «Делаем первые шаги»
Основной цикл занятий: «А знаешь ли ты?»
2 ступень – 1 класс «Познаем окружающий мир»
Основные циклы занятий: «Мир природы», «Мир человека», «Мир техники»
3 ступень – 2 класс «Изучаем творчество писателей»
Основной цикл занятий «Книги нашего детства»
4 ступень – 3 класс «Учимся размышлять»
Основные циклы занятий: «Перелистаем историю России», «Человек среди людей»
5 ступень – 4 класс «Строим себя»
Основные циклы занятий: «Юным энциклопедистам», «Жизнь вокруг нас»
6 ступень – 5-9 класс «Расширяем кругозор»
Основной цикл занятий: «Вершины классики»
Сквозные циклы на всех ступенях для учащихся 1-9 классов: «Здоровый образ жизни», «Лоцманы книжных морей»,
«Азбука нравственности», «У нас в гостях», «1000-летию Ярославля посвящается», «Война сквозь призму времени»
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа «Наследие» — действенная система занятий с яркой познавательной и воспитательной направленностью.
Программа «Наследие» отличается актуальностью поднимаемых проблем патриотизма, толерантности, ответственности.
Программа «Наследие» построена на основе литературного материала. Книга – источник знаний, предмет размышления и обсуждения, на основе которого происходит воспитание и развитие личности ребенка.
Программа «Наследие» отвечает требованиям целостности, преемственности, доступности и наглядности. С первых шагов в мире книг через познание окружающего, изучение творчества писателей и дети учатся размышлять и приходят к пониманию себя и мира.
Программа «Наследие» использует самые разнообразные и эффективные формы проведения занятий: театрализованные путешествия, познавательные игры, этические беседы и обсуждения, часы поэзии, искусства, информации, слайд-беседы, литературно-музыкальные композиции, творческие встречи с писателями и художниками, семейные праздники.
Девиз проекта: «Моя семья — Мой Ярославль — Моя Россия»
Культурно-образовательный проект «СЕМЬЯ — РОД — ОТЕЧЕСТВО» — это:
- ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ СЕМЬИ
- ИСТОРИЯ И КРАЕВЕДЕНИЕ
- КУЛЬТУРА И НРАВСТВЕННОСТЬ
- ТВОРЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ
Проект осуществляется в рамках социальных целевых программ:
- Городской социальной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ, проживающих на территории Ярославля»
- Областной социальной программы “Семья и дети”
Принципы реализации проекта
Проект «Семья. Род. Отечество» — действенная система занятий с краеведческой воспитательной направленностью
Проект «Семья. Род. Отечество» отличается актуальностью поднимаемых проблем патриотизма, нравственности и возрождения семейных традиций родословия.
Проект «Семья. Род. Отечество» построен на основе поисково-исследовательской работы, детского творчества и краеведческих материалов.
Проект «Семья. Род. Отечество» отвечает требованиям целостности, преемственности, доступности и наглядности.
Проект «Семья. Род. Отечество» использует разнообразные и эффективные формы массовой, библиографической,информационной работы
Цели и задачи проекта
Цель проекта – формирование у детей патриотического отношения к России, любви к малой родине – Ярославлю, восстановление духовных традиций русской семьи, пробуждение генетической родовой памяти у подрастающего поколения.
Для реализации проекта необходимо решение комплекса задач:
· Восстановление духовных традиций русской семьи
(возрождение веры в семейные идеалы, понятие «родительского дома», морально-этических норм и черт национального характера; чтение произведений об известных русских династиях, о людях, составляющих славу России; сохранение памяти о предках посредством совместной работы детей и родителей по созданию родословной семьи)
· Проведение работы по краеведению к 1000-летию Ярославля
(изучение истории своего родного города, истории храмов, домов и улиц; знакомство с именами и судьбами ярославских героев, подвижников; бережное отношение к памятникам архитектуры и природы)
· Воспитание у детей патриотических и гражданских чувств
(научить детей ценить историю России, беречь и приумножать ее культурные ценности и природные богатства; изучать государственную символику, права и обязанности гражданина России; понятия чести, достоинства, долга перед Отечеством)
Содержание проекта
По проекту ведется систематическая работа в нескольких направлениях:
- Организация совместной исследовательской и творческой деятельности детей и родителей по составлению родословных семей, ведению семейных архивов, записи преданий о предках, создание родословных древ и семейных гербов
- Проведение массовых мероприятий, семейных праздников, конкурсов
- Работа по формированию книжного фонда и электронных баз данных по краеведению и родословию
- Информационная и издательская деятельность по итогам реализации проекта и его дальнейшему развитию
АНКЕТА «Я и моя семья»
- Какая связь существует между понятиями: «семья» — «род» — «Отечество»?
- Как ты думаешь, важно ли человеку знать, откуда он родом, чем занимались его предки? Почему?
- Что такое генеалогия? Пробовал ли ты составить свое родословие?
- Сколько поколений родственников тебе известно? С кем из них ты тесно общаешься?
- Кем были твои предки? Чем они занимались?
- Расскажи о самом известном тебе родственнике.
- Существует ли в вашей семье семейное предание (легенда, памятное воспоминание)? Расскажи о нем.
- Есть ли у Вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? Какие? В чем их ценность для тебя?
Полнотекстовая электронная база по ЯРОСЛАВСКОМУ РОДОСЛОВИЮ
Цель проекта:
Систематическое накопление краеведческого материала через ресурсы Интернет.
Задачи проекта:
Расширение форм библиотечного обслуживания через информатизацию библиотечных процессов.
Привлечение читателей в новый справочно-информационный отдел библиотеки.
Использование Интернета в образовательных целях и самостоятельном поиске информации.
Воспитание у читателей патриотизма, любви к малой Родине, исторической памяти предков.
Пробуждение у читателей интереса к исследовательской работе по краеведению и родословию.
Использование базы данных в индивидуальной и массовой работе:
- При выполнении справок и запросов по краеведению,
- Проведение мультимедийных занятий краеведческой тематики,
- Помощь в работе руководителей детского чтения и всем интересующимся вопросами родословия и краеведения.
Основные разделы:
Ими гордится земля ярославская (ЖЗЛ):
«Родные – все, кто силой духа схож» Ф. Шиллер
Подразделы:
- Военачальники
- Градостроители
- Декабристы-ярославцы
- Ярославские губернаторы
- Краеведы
- Писатели
- Деятели образования, здравоохранения, науки, техники
- Деятели искусства и культуры
Древние корни Ярославских князей:
«Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит» А.С. Пушкин
Подразделы:
- Александр Невский
- Ярослав Мудрый (Русь во времена Ярослава Мудрого. Родословная. Генеалогия. Версии.)
- Генеалогия ярославских князей
Знаменитые династии в истории Ярославского края:
«Знаменитый род умирает и прекращается в нас, как только мы наследуем одно имя, не унаследовав прославивших его доблестей» Ж.Мопассан
Подразделы:
- Дварянские роды
- Демидовы
- Купечество
- Промышленники
Родословные традиции наших дней:
«Чтобы быть такими, как наши предки, мы должны быть лучше…» У. Филлипс
Подразделы:
- Ярославские династии сегодня
- Фестиваль родовых династий. Ярославское историко-родословное общество
- Шереметьев-центр
- Память о предках
Родословие наших читателей
«Родители продолжают жить в детях» Ф. Ницше
Подразделы:
- Гербы
- Родовые деревья
- Родословные
Советы начинающим генеалогам:
«Хорошее начало – половина дела» Гораций
Подразделы:
- С чего начать?
- Ресурсы Интернет
- Помощь специалистов
Наука геральдика
«Герб для умеющих разбирать его есть алгебра и язык» В.Гюго
Подразделы:
- Из истории русской геральдики
- Мировая энциклопедия геральдики
- Гербы династии Романовых
Основы генеалогии
«Счастлив тот, кто сможет проследить свою родословную, одного предка за другим, и облечь седое время покровом юности» И.Рихтер
Подразделы:
- Что такое генеалогия (словарь терминов)
- Образцы генеалогических исследований (древо, списки семей, родословие)
Советуем прочитать
«Не читай ничего, что не желаешь запомнить» Д. Блэкки
Методические материалы
«Сейте разумное, доброе, вечное» Н.А.Некрасов
Главное достоинство базы данных:
- Возможность постоянного накопления, обновления.
- С течением времени ценность ее материалов возрастает, а актуальность не утрачивается.
- Простота и удобство использования материалов для копирования документов и вывода на печать.
Электронный ресурс с полнотекстовой базой данных по истории ярославских улиц, зданий и памятников
Цель проекта:
Воспитание у детей любви к своему городу через пробуждение интереса к исследовательской работе по краеведению.
Задачи проекта:
- Развитие новых технологий через информатизацию библиотечных процессов
- Накопление и систематизация краеведческих материалов в собственных электронных базах данных (СЭБД)
- Использование СЭБД в образовательных целях в различных формах индивидуальной и массовой работы с пользователями библиотеки
- Расширение зоны обслуживания, поиск новых пользователей и установление новых контактов в процессе реализации проекта
Структура электронного ресурса:
- Электронные накопительные базы
- Рабочий вариант ресурса (для обработки информации)
- Презентация электронного ресурса (для работы с пользователями)
Главная электронная карта:
На карте представлен исторический центр Ярославля—памятник ЮНЕСКО.
На карте установлены значки основных площадей, улиц и набережных города.
Отмечены значками самые крупные объекты: музеи, театры, вокзалы.
При наведении на значок мыши выводится ссылка-подсказка с названием объекта.
При нажатии на ссылку раскрывается другая вспомогательная карта этого района города. На ней расположены значки домов, памятников, фотографий.
Нажатие мыши по ссылке ведет к раскрытию полнотекстового документа с историей и фотографиями объекта.
Достоинства и возможности электронного ресурса:
Возможность постоянного накопления, обновления
Наглядность и доступность игровой формы при поиске информации
Простота и удобство использования материалов для копирования документов и вывода на печать
С течением времени по мере расширения объема базы ценность ее возрастает
Возможность копирования на любые носители для расширения зоны использования ресурса